Мировая Авиация 14
-
Е-155МП с бортовым номером "83" синего цвета - первый прототип перехватчика МиГ-31. Выкатка самолета состоялась в середине 1975 года, первый полет - 16 сентября того же года.
МиГ-31 (бортовой номер "05") со штатным комплектом ракетного вооружения: четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем и четыре ракеты Р-60, по две на пилонах под каждой консолью крыла. Ракеты ближнего боя Р-60 предназначены для самообороны.
МиГ-31 до сих пор остается уникальным и непревзойденным истребителем-перехватчиком. МиГ-31 - самый скоростной истребитель в мире, вооруженный ракетами большой дальности и ставший первым серийным самолетом с фазированной антенной решеткой РЛС.
МиГ-31 - единственный в истории советских и российских ВВС истребитель, официально именуемый "воздушным кораблем". "Кораблем" называют самолеты с максимальной взлетной массой не менее 40 т.
Один из первых экземпляров МиГ-31 экспонируется в монинском авиамузее.
МиГ-31 с бортовым номером "202" был задействован в испытаниях системы управления оружием с реальными пусками ракет. На фотографии: самолет с подвешенными под фюзеляжем макетами ракет "воздух-воздух" Р-33 большой дальности. В настоящее время ракета Р-33 является самой "дальнобойной" в мире серийной ракетой.
Проектирование, постройка и испытания тяжелого истребителя-перехватчика велись в обстановке глубокой секретности. Покров над самолетом "Супер МиГ-25" приоткрыл лейтенант Виктор Беленко, угнавший в Японию перехватчик МиГ-25. По информации Беленко, новый самолет представлял собой дальнейшее развитие МиГ-25 с экипажем из двух человек и совершенно новым бортовым оборудованием.
МиГ-31 на испытаниях с дополнительными стабилизирующими поверхностями - винглетами на концах крыла.
На вооружение армейской авиации Италии поступают многоцелевые боевые вертолеты А 129 International, сохранившие силовую установку из двух двигателей Gem, но получившие новые пятилопастные несущие винты и 20-мм пушку на подфюзеляжной турели.
У некоторых самолетов воздушным тормозом служит раскрывающийся хвостовой конус фюзеляжа. В этом случае поверхности торможения расположены в плоскости продольной и поперечной осей самолета и тоже почти не создают отклоняющих моментов.
Messerschmitt Bf 109E-1. Некоторые эскадрильи Люфтваффе в польской кампании имели на вооружении истребители Bf 109D, но самым массовым являлся более новый Bf 109E. По возвращении в Германию было завершено перевооружение на этот тип самолета.
В истребительно-бомбардировочных частях модификация Bf 109E применялась до 1943 года. На фотографии: Bf 109E-4/В из группы II./SchIG 7 на южном участке советско-германского фронта, лето 1942 года. На капоте изображена эмблема группы в виде Микки Мауса, а черный треугольник являлся отличительным знаком истребительно-бомбардировочных частей Люфтваффе.
На крайнем севере действовала 5-я истребительная эскадра, воевавшая на Bf 109E дольше, чем другие части Люфтваффе. Судя по маркировке, на данном Bf 109E-7 летал командир 3-й группы 5-й эскадры (III./JG-5) Гюнтер Шольц. Снимок сделан в сентябре 1942 года.
Истребители Bf 109F на заснеженном аэродроме где-то в Советском Союзе. Скорее всего, фотография сделана зимой 1941-1942 годов.
В 1943 году маркировка немецких самолетов стала столь разнообразной, что точно установить их принадлежность удавалось далеко не всегда. На фотографии, сделанной зимой 1943 - 1944 годов, видны Bf 109G-4 из неизвестной авиачасти в зимней маскировочной окраске.
В кабине Bf109G-6 командир II./JG-52 Герхард Баркхорн. На этой машине он одержал 250 из своих 302 воздушных побед.
Осенью 1942 года истребители Bf109 из 3-й истребительной эскадры содействовали продвижению Вермахта к Сталинграду. Раскисшие от дождей аэродромы затрудняли действия авиации.
Dornier Do 17Z-2. Do 17, наряду с Не 111, был основным дальним бомбардировщиком Люфтваффе. Этот слабо вооруженный и плохо защищенный самолет, тем не менее, неплохо показал себя в условиях отсутствия серьезного противодействия со стороны противника. На рисунке изображен самолет III группы 3-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Хейлигенбейле, Восточная Пруссия.
Расположенные по бортам отклоняемые поверхности являются наиболее распространенным типом воздушного тормоза. На фотографии: F-86 Sabre с выпущенными аэродинамическими тормозами.
Боевой дебют ракеты Sidewinder в авиации ВМС США состоялся во время вьетнамской войны. Ракеты данного типа широко применяли не только истребители F-8 Crusader Морской пехоты, но и палубные самолеты F-4 Phantom II, и машины наземного базирования. На фотографии: подвеска ракеты Sidewinder на пилон истребителя Crusader.
Опыт, приобретенный летчиками легиона "Кондор" в Испании, в полной мере был использован командованием Люфтваффе в польской кампании. В условиях абсолютного господства в воздухе Ju87 завоевали свою легендарную репутацию и в значительной степени обеспечили успех блицкрига.
PZL Р.11. Истребитель Р.11 обладал неплохой для своего времени огневой мощью - четыре пулемета калибра 7,62 мм, хотя и уступал в этом отношении вооруженному пушкой истребителю Bf 109E-1. Чаще всего истребители Р.11 сходились в воздушных боях с тяжелыми германскими истребителями Bf 110, причем немецкие летчики считали Р.11 самым серьезным противником в польском небе. Изображен истребитель Р.11С из 121-й эскадрильи "Крылатые стрелы".
Как только экипажи тяжелых истребителей Bf 110 освоили тактику атак польских самолетов в пикировании, ВВС Польши утратили шансы оказать реальное противодействие Люфтваффе. Бомбоштурмовые удары германской авиации по аэродромам также причинили серьезный ущерб. На фотографии: разбитый германской авиацией польский истребитель Р.11.
В боях над Францией. 443-я эскадрилья Королевских канадских ВВС была сформирована в феврале 1944 года. До вторжения союзников во Францию она действовала над севером Европы, а затем была переброшена в Нормандию. Ее самолеты окрашивались по малоконтрастной схеме, но без полос на фюзеляжах. Летчик Генри Маклеод за войну одержал в воздушных боях 21 победу, семь из них - на Mk IX, причем первую и последнюю на самолете с номером MJ321.
Истребитель дальнего сопровождения. 312-ю эскадрилью RAF, личный состав которой был набран из летчиков чешской национальности, в сентябре 1944 года подключили к выполнению заданий на сопровождение бомбардировщиков. Эскадрилья тогда базировалась в Лимне. В этот период на истребителе Spitfire HF.Mk IX летал лейтенант Отто Шмик, погибший в ноябре 1944 года, будучи командиром 127-й эскадрильи. Шмик сбил в воздушных боях восемь самолетов противника лично и два - в группе. Все победы чешский ас одержал на истребителе Spitfire Mk IX. Изображенный самолет окрашен по малоконтрастной камуфляжной схеме: нижние поверхности - серо-голубые. Перед хвостовым оперением, как и на всех самолетах британского Истребительного командования в тот период, нанесена вертикальная зеленовато-белая полоса.
"Полосы вторжения". Так называемые "полосы вторжения" имелись на самом знаменитом Spitfire Mk IX - личном самолете командира 144-го авиакрыла "Джонни" Джонсона. На этом самолете Джонсон летал в июне 1944 года, его авиакрыло тогда базировалось в Форде. Джонсон одержал на этой машине 12 воздушных побед. Полосы черного и белого цветов нанесли на большинство самолетов союзников перед вторжением в Северную Францию для упрощения идентификации на больших дистанциях.
Французский ас. На Spitfire Mk IX BS538 летал французский ас сержант Пьер Клостерман из 341-й эскадрильи британских ВВС, аэродром Биггин Хилл, июнь 1943 года. Общий победный счет Клостермана долгие годы является предметом дискуссий. Семь из 11 подтвержденных побед Клостерман одержал, летая на Spitfire Mk IX. Сверху истребитель окрашен по стандартной малоконтрастной схеме, применявшейся для самолетов, которые базировались в Великобритании - в темно-зеленый и серо-голубой цвета.
Пустынный Spitfire. На истребителе Spitfire Mk IX EN315 весной 1943 года в Тунисе летал командир польского подразделения, входящего в 145-ю эскадрилью RAF, Станислав Скальский. К моменту отправки в Северную Африку Скальский имел на личном счету 16 подтвержденных побед. Еще четыре самолета польский ас сбил на Spitfire Mk IX. Скальский завершил войну с 21 подтвержденной победой. Самолет EN315 окрашен по стандартной пустынной камуфляжной схеме британских ВВС: верхние и боковые поверхности - песочные и серо-коричневые, нижние - сине-голубые. Такая схема окраски использовалась на самолетах, действовавших в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Перед козырьком фонаря кабины изображен опознавательный знак польских ВВС.
Истребитель в высотной окраске. Spitfire Mk IX BF273 в 1942 году был доработан для перехвата немецких высотных разведчиков Ju 86R. Самолет состоял на вооружении высотного истребительного авиазвена, которое базировалось в Нортхолте. С него сняли для облегчения часть бортового оборудования, а из вооружения оставили только две 20-мм пушки. Истребитель полностью окрашен в темно-синий цвет, так окрашивались высотные разведчики британских ВВС. При перехвате германского разведчика Ju 86R 12 сентября 1942 года летчик Эммануэль Галицине набрал высоту 12 000 м, но из-за отказа пушек не смог сбить противника.
F-14A Tomcat. Самолет F-14A из эскадрильи VF-1 "Wolf Pack" авиакрыла CVW-14, авианосец "Энтерпрайз". Бортовой номер (модекс) "00" указывает, что это самолет командира палубного авиакрыла.
После потери первого опытного самолета 72-й прототип доработали в вариант № 1X и задействовали в скоростных испытаниях.
Третий летный прототип YF-14A в испытательном полете с четырьмя ракетами AIM-54 Phoenix и двумя подвесными баками
Второй опытный самолет с крылом на минимальной стреловидности летит в составе звена из трех самолетов, ведомые истребители - первый и четвертый прототипы.
10-й опытный экземпляр YF-14F в середине 1972 года проходил испытания на совместимость корабля и самолета на авианосце CVA-59 "Форрестол".
F-14A из эскадрильи VF-32 "Swordsmen" над советским противолодочным кораблем проекта 61 (западное обозначение "Kresta II"). Корабль осуществляет слежение за авианосной группой ВМС США. Истребитель несет полный комплект ракетного вооружения.
Боевой дебют F-14A состоялся уже в первом походе, когда авианосец "Энтерпрайз" находился в Южно-Китайском море. Самолеты эскадрилий VF-1 и VF-2 принимали участие в обеспечении операции "Frequent Wind" - эвакуации американских граждан из Сайгона.
Эскадрилья VF-142 "Jolly Rogers" приступила к перевооружению на истребители F-14A в октябре 1975 года. Вместе с эскадрильей VF-41 она входила в авиакрыло CVW-8 авианосца "Нимиц".
Эскадрилью VF-41 "Black Асе" перевооружили самолетами F-14A в апреле 1976 года. До 1987 года эскадрилья входила в авиакрыло CVW-8 авианосца "Нимиц".
Эскадрилья VF-142 "Ghostriders" входила в состав 6-го палубного авиакрыла; первый поход с истребителями F-14A она совершила на авианосце "Америка" в апреле - октябре 1976 года.
В 1973 году была проведена серия имитаций воздушных боев между истребителями F-14A и F-4J Phantom II, в ходе которых оценивалась маневренность Tomcat в условиях, максимально приближенных к реальным. Самолет F-14, обладая меньшим радиусом виража, продемонстрировал свое полное превосходство над оппонентом.
Проблемы двигателя и F-14B. Для установки на F-14A выбрали двигатели Pratt & Whitney TF30-P-412 тягой 54,94 кН, разработанные на основе двигателей TF30-P-12 и предназначенные для так и не построенного самолета F-111D. Еще на F-111 с ними пришлось изрядно помучиться, а на F-14 проблемы с силовой установкой продолжались. Тяги двух TF-30 самолету явно не хватало. Двигатели оказались склонными к помпажу, а их отказы в конечном итоге привели к потере 40 самолетов общей стоимостью 1 млрд. долларов. Двигатели TF30, которые стояли на первых 67 F-14A, являлись если не единственной, то главной "ахиллесовой пятой" этой машины. Впоследствии путем замены силовой установки F-14A доработали в вариант F-14B. На вновь построенные самолеты F-14B предполагалось ставить ТРД General Electric F401-PW-400 - вариант двигателя JTF-22. По сравнению с TF30 двигатель F401 обладал большей удельной тягой, меньшим удельным расходом топлива и был проще в обслуживании. Однако вопрос о двигателе был поднят в момент, когда программа самолета F-14 в очередной раз подверглась критике за высокую стоимость. В прототипы F-14B доработали два серийных F-14A. Первый полет самолет с двигателями F401 выполнил 12 сентября 1973 года. Однако F401 так и не удалось довести "до ума", технических проблем с ним было слишком много. Поэтому от плана закупки 400 экземпляров F-14B пришлось отказаться, а все работы по F401 окончательно свернули в апреле 1974 года. Второй экземпляр почти доработали в F-14B, когда эта программа была аннулирована. Самолет снова переделали в F-14A, и ни одного полета с новыми двигателями он не совершил.
Результатом начавшихся в 1998 году переговоров между промышленными группами "Finmeccanica" и GKN стало образование совместного венчурного предприятия "Agusta Westland". Новая фирма продолжила совершенствование вертолетов семейства А 109. Теперь все военные варианты выпускаются на базе модификации AW109LUH.
Agusta A 109C Hirundo
Junkers Ju 87B-1. На рисунке изображен самолет из IV группы 1-й учебно-боевой эскадры. Машины этой эскадры очень интенсивно использовались в Польше. Эскадрой, предназначенной для отработки тактики пикирующих бомбардировщиков и подготовки экипажей, командовал капитан фон Браухич, лично принимавший участие в боевых вылетах.
Принятие на вооружение ракеты Sidewinder с тепловой головкой наведения резко увеличило дальность поражения воздушных целей. На фотографии: испытательный пуск ракеты AIM-9 с истребителя F-100 по воздушной мишени.
MH-53J Pave Low III Enhanced. Изображенный на рисунке вертолет MH-53J в 1995 году базировался в Великобритании на авиабазе Милденхэлл и состоял на вооружении 21-й эскадрильи специальных операций "Dust Devils", входившей в состав 352-й группы специальных операций. Вертолет окрашен по новой (на тот период) однотонной серой схеме, снижавшей тепловое излучение машины. Ранее MH-53J сил спецопераций ВВС США окрашивались в зеленый цвет по схеме European One.
Вертолет MH-53J отстреливает тепловые ловушки. Блоки ловушек смонтированы по бортам хвостовой части фюзеляжа и на спонсонах.
Авиационная поддержка в Италии. 1-я эскадрилья ВВС ЮАР отличилась в боях в Северной Африке, а затем действовала на Мальте и в Италии. В середине 1943 года ее перевооружили истребителями Spitfire MkVIII и Mk IX. Изображенный Mk VIII с номером JF626 окрашен по малоконтрастной схеме без полосы на фюзеляже. Такая окраска типична для севера Европы, но никак не для Средиземноморья. На этой машине в декабре 1943 года сражался в Италии майор Генри Гейнор. Одну из своих пяти побед в воздушных боях он одержал на истребителе Spitfire MkVIII, остальные - на самолетах Hurricane Mk II и Spitfire MkV в Северной Африке.
Средиземноморская окраска американских ВВС. Истребители Spitfire Mk VIII использовались на так называемых "заморских" театрах военных действий. На изображенной машине летал заместитель командира 31-й истребительной группы 12-й воздушной армии США подполковник Маккоркл. В январе 1944 года группа базировалась в Италии на аэродроме Кастель-Вольтюрно. Летая на Mk VII и Mk IX, Маккоркл сбил пять вражеских самолетов. Подобно истребителям британских ВВС, американские самолеты окрашивались по пустынной схеме. Серийный номер на этом истребителе не нанесен (или закрашен), но перед кабиной изображена эмблема 31-й истребительной группы, а на капоте мотора написано собственное имя самолета - "Betty Jane".
На защите Австралии. Истребитель Spitfire LF.Mk VIII с личным кодом заместителя командира 80-го авиакрыла Королевских австралийских ВВС Клайва Кэлдуэлла, остров Моротай, лето 1945 года. Самолет камуфлирован в зеленый и коричневый цвета, нижняя поверхность окрашена в синий цвет. На нем нанесены отметки о воздушных победах, одержанных Кэлдуэллом в Северной Африке на истребителях Tomahawk и Kittyhawk и в Австралии на Spitfire Mk V.
На защите Австралии. В 1944 году Роберт Гибз (10 воздушных побед, все одержаны в северной Африке) служил заместителем командира 80-го авиакрыла Королевских ВВС Австралии, которое базировалось в Саттлер-Филд и действовало против японцев. Его Spitfire LF.Mk VIII был камуфлирован в зеленый и коричневый цвета, а нижние поверхности окрашены в синий цвет. Красный круг в центре опознавательных знаков закрашен белой краской, чтобы устранить сходство с японскими опознавательными знаками. Акулья пасть на фюзеляже - эмблема самолетов 457-й эскадрильи, за ней часто писали название "Grey Nurse".
Сопровождение бомбардировщиков в Бирме. Истребители Spitfire MkVIII массово применялись не только на Средиземноморье, но и в Бирме, в составе Командования Юго-Восточной Азии. Изображенный здесь самолет окрашен по ранней азиатской схеме - в зеленый и коричневый цвета, нижние поверхности - сине-голубые. На крыло и киль нанесены белые опознавательные полосы Командования Юго-Восточной Азии. На MD371 летал командир 239-го авиакрыла Роберт Бойд. В 1944 году его авиакрыло базировалось в Индии на аэродроме Байгачи. Роберт Бойд стал асом, сражаясь в Британии на истребителях Spitfire первых модификаций.
PZL P.23b Karas. Польские авиачасти, оснащенные легкими бомбардировщиками Р.23, поддерживали наземные армии и действовали в их интересах. На рисунке изображен самолет Р.23b 42-й эскадрильи Поморской армии. Самолеты Karas предназначались для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушной разведки.
PZL P.37 Los В. Бомбардировщик PZL P.37 Los являлся самым современным самолетом польских ВВС. 36 машин данного типа состояли на вооружении четырех эскадрилий (211-я и 212-я эскадрильи Х/1 полка, 216-я и 217-я эскадрильи XV/1 полка) бомбардировочной бригады. Изображена двухкилевая модификация самолета - Los Е.
У двухкилевых истребителей, таких как F-15, воздушный тормоз большой площади часто размещается на верхней поверхности фюзеляжа за фонарем кабины, в районе центра тяжести, поэтому в выпущенном положении он почти не создает отклоняющих моментов.
Вертолет Super Lynx 300 по сравнению со своими предшественниками обладает гораздо лучшими эксплуатационными характеристиками в условиях жары и высокогорья. На фотографии: вертолет ВМС ЮАР в испытательном полете с временно нанесенными британскими опознавательными знаками.
Полиция Германии эксплуатирует EC135 с двигателями "Turbomeca" и "Pratt & Whitney Canada". Вертолеты германской полиции и пограничной службы оснащены громкоговорителями, прожекторами, линиями передачи данных, телевизионными и тепловыми обзорными системами, видеозаписывающим оборудованием, а также лазерной системой предупреждения о препятствиях Hellas.
Вертолет EC135 востребован на рынке санитарной авиации в значительной степени благодаря наличию люка-двери в хвостовой части фюзеляжа, облегчающего погрузку носилок с больными.
Отличные высотные характеристики вертолета, обеспеченные мощными и компактными двигателями, позволяют использовать EC135 для горноспасательных работ, например - в Альпах.
В числе первых военные вертолеты EC135 получили Королевские ВВС Иордании, где они используются как легкие транспортные и учебно-тренировочные.
По желанию заказчика на вертолете EC135 ставится обычное приборное оборудование на основе приборов со стрелочной индикацией или самая современная "стеклянная кабина" Avionique Nouvelle.
Прототипом лайнера Super Constellation стал не вновь построенный самолет, а конверсия очень интересного воздушного судна - первого прототипа самолета Model 49 (серийный номер 1961), летная карьера которого продолжалась 14 лет. Первый полет Model 49 выполнил в январе 1943 года и во время войны использовался в различных испытательных программах фирмы "Lockheed". В варианте Super Constellation машина выполнила первый полет 13 октября 1950 года. Самолет участвовал в испытаниях разных модификаций Super Constellation, в том числе с топливными баками на законцовках крыла. Списали этот самолет в 1957 году, а через несколько лет утилизировали.
ИНТЕРЬЕР САЛОНА: МАКСИМУМ КОМФОРТА. Конструкторы фирмы "Lockheed" постарались сделать интерьер пассажирского салона максимально комфортабельным. В его разработку фирма вложила 1,5 млн. долларов. В отделке салона преобладали натуральные материалы: кожа, дорогие ткани, дерево. Клубную обстановку в салоне подчеркивало специальное освещение, а иллюзию пространства создавали специальные иллюминаторы панорамного типа.
Снимок самолета L-1049G Super Constellation авиакомпании KLM хорошо передает чистоту форм Super G. KLM закупила в общей сложности 39 самолетов Constellation всех модификаций, которые сыграли огромную роль в экспансии голландской авиакомпании на мировом рынке пассажирских авиаперевозок в послевоенные годы.
Среди европейских покупателей Super Constellation была испанская авиакомпании "Iberia", начавшая эксплуатацию самолетов данного типа в 1954 году, после покупки трех авиалайнеров L- 1049C. Эти самолеты использовались на линии Мадрид-Нью-Йорк, а позже - на маршрутах, соединяющих Европу с Африкой и Латинской Америкой.
Авиакомпания "Air lndia" получила два самолета L-1049C, а позже - еще восемь самолетов Super Constellation: три L-1049E и пять L-1049G. Дальнемагистральные авиалайнеры позволили начать перевозки на маршрутах в Сингапур, Гонконг, Дарвин и Сидней. В 1959 году протяженность маршрутов авиакомпании "Air lndia" достигла 30600 км.
ШАССИ. Высота стойки носовой опоры шасси хорошо видна на фотографии самолета авиакомпании "Air lndia". Использование шасси с очень высокими стойками продиктовано низким расположением крыла относительно фюзеляжа и воздушными винтами большого диаметра. На самолете L-1049 Constellation стойки шасси усилили, а носовая опора была выполнена поворотной в пределах сектора +/- 59° от продольной оси самолета с целью упрощения управления самолетом на земле. На взлете, перед уборкой шасси, носовая стойка автоматически устанавливалась в нейтральное положение. Как у большинства тяжелых самолетов, шасси Constellation двухколесные. Основные опоры убираются во внутренние мотогондолы поворотом вперед, носовая опора - в фюзеляж поворотом назад. Во избежание слишком больших нагрузок на носовую опору при крутых поворотах или при резком торможении, она снабжена аварийной сигнализацией.
ДВИГАТЕЛИ WRIGHT R-3350. Военно-транспортный самолет C-69 проектировался в расчете на использование двигателей Pratt & Whitney R-2800 Wasp, но вместо них решили установить более новые моторы Wright R-3350. Самолеты Constellation всех модификаций оснащались только двигателями фирмы "Wright". Фотография раскапотированного мотора Wright R-3350 самолета Constellation авиакомпании KLM отлично передает гигантские размеры воздушного винта.
В КАБИНЕ. На момент своего первого полета в 1943 году, самолет C-69 считался самым совершенным четырехмоторным летательным аппаратом в мире. Приборное оборудование кабины было выполнено с учетом требований эргономики. Приборы и органы управления размещены в строгом логическом порядке с учетом удобства доступа для членов экипажа. В кабине доминирует центральная консоль, на которой расположены рычаги управления двигателями и органы управления триммерами руля высоты. От варианта к варианту приборное оборудование кабины менялось, но незначительно, хотя на самолете Super Constellation была внедрена красная подсветка приборов для удобства считывания показаний ночью. Кабина появившегося немного позже Constellation самолета Boeing-367 Stratocruiser была значительно просторнее и с лучшим обзором для членов экипажа.
L-1049G Super Constellation. D-ALIN - один из четырех самолетов Super Constellation, полученных в 1955 году авиакомпанией "Deutsche Lufthansa" Данная компания была ведущим авиаперевозчиком Германии в 1930-е годы, в годы Второй мировой войны она прекратила свое существование и была возрождена уже в Федеративной Германии. Потсдамским договором 1945 года Германии запрещалось разрабатывать и производить самолеты, поэтому авиалайнеры пришлось покупать в США и Великобритании. Первыми были закуплены самолеты Convair 340 и DC-3, а затем для эксплуатации на трансатлантических маршрутах - Super Constellation.
L-1049C
Большой объем грузопассажирской кабины и отличные летные характеристики делают вертолет AW139 привлекательным для вооруженных сил многих стран. Ведется разработка специализированной военной модификации AW149.
Фирма "Agusta" считает вертолет А 119 Koala идеальной заменой устаревших машин AB206 и Jet Ranger и рассчитывает на формирование обширного портфеля заказов.
Под крылом истребителя F-86K Sabre Королевских ВВС Голландии подвешена одна из многих собранных в Европе по американской лицензии ракет AIM-9B.
В ВМС США вертолеты MH-53 пришли на смену винтокрылым тральщикам RH-53D. Крупные зеркала заднего вида позволяют пилотам наблюдать за буксируемым минным тралом.