Мировая Авиация 94
-
ЛаГГ-3 35-й серии из 3-го ГвИАП ВВС КБФ выруливает на взлет. В кабине - к-н И.А. Каберов. Район Ладожского озера, зима 1942-43 годов
На таком самолете летали Герои Советского Союза Каберов И. А. и Костылев Г. Д., воевавшие в 3-м гвардейском ИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота. Отношение летчиков к ЛаГГ-3 было противоречивым, но самолет позволил заполнить временную нишу до поступления на фронт истребителей, сопоставимых с германскими.
По информации ряда СМИ, новейший российский истребитель Су-35 получит специализированную аппаратуру постановки помех западным системам обмена информацией наряду с новым перспективным помехоустойчивым интерфейсом.
B-29 Superfortress. "The Big Stick" - типичный самолет из 73-го бомбардировочного авиакрыла, первого авиакрыла (497-я, 498-я, 499-я и 500-я эскадрильи), переброшенного на Марианские острова. Самолет 500-й эскадрильи, "The Big Stick", в 1945 году базировался на Сайпане.
Первый боевой вылет B-29 выполнили с авиабазы в Индии, объект удара находился в Бирме. Налеты на Японию выполнялись с аэродромов в Китае, фотография B-29 из 468-й бомбардировочной группы 20-й ВА сделана недалеко от аэродрома Мингаладон в районе Рангуна.
Рассредоточенные стоянки B-29 на авиабазе на Марианских островах. Подобные базы построили на Сайпане, Тиниане и Гуаме. B-29 действовали с них в последние месяцы войны на Тихом океане.
Самым знаменитым B-29 стал самолет "Enola Gay", с которого была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Буква "R" в круге на киле означает принадлежность самолета 373-му бомбардировочному авиакрылу.
Подготовка к боевому вылету B-29 из 73-го бомбардировочного авиакрыла на Сайпане. Специалисты по вооружению готовят к подвеске на самолет 907-кг бомбы.
Японские зенитная артиллерия и истребители сбили немало B-29. Этот B-29, получивший боевые повреждения, выполнил аварийную посадку на Иводзиме. Бомбардировщик на посадке скатился с полосы и врезался в P-51.
1-й лейтенант Микко Пасила летал на этом Bf 109G-6/R6 в последние два месяца боевых действий между Финляндией и СССР. Самолет изображен по состоянию на июль 1944 года (1-е звено 24-й истребительной эскадрильи, авиабаза Лаппинранта).
В середине 1960-х годов "Flying Tiger" ненадолго взяла в лизинг четыре Boeing 707-300C у "Aer Lingus", "El Al" и "Caledonian". Они использовались для грузовых перевозок в Северной Америке.
"Trans World Airlines" свой первый реактивный авиалайнер, Boeing 707, выпустила на внутренние линии в марте 1959 года, а последний 707-й сняла с эксплуатации в 1982 году. Boeing 707-131B с коротким фюзеляжем компания получила в марте 1962 года, в TWA он летал до апреля 1982 года, после чего был продан обратно "Boeing".
Созданная под эгидой ЦРУ США, компания "Southern Air Transport" эксплуатировала Boeing 707 с 1985 года по 1992 год. Данный самолет был продан "Air Afrique", а в 1996 году машина разбилась в Мали.
Boeing 367-80 (рядом с KC-97) стал этапом в истории американской авиации и занял достойное место в Национальном аэрокосмическом музее.
N709PA стал третьим Boeing 707, полученным "PanAm", самолет был задействован в программе летных испытаний.
Авиакомпания BOAC приступила к эксплуатации Boeing 707-400 с двигателями Rolls-Royce Conway с апреля 1960 года, сначала на линии Лондон - Нью-Йорк, а затем - на новых авиалиниях.
"Continental Airlines" стала третьей авиакомпанией США, заказавшей Boeing 707-120. Эти машины она использовала до 1976 года. В годы войны во Вьетнаме Boeing 707-300C из "Continental Airlines" использовались в интересах военных.
Канадский CH-149 Cormorant демонстрирует свои поисково-спасательные возможности. По политическим причинам покупка CH-149 затянулась, несмотря на острую необходимость в поисково-спасательных вертолетах.
Королевские ВВС Дании заказали восемь поисково-спасательных вертолетов AW101 и еще шесть - в транспортном варианте. Вначале они отличались очень малой наработкой на отказ, однако ряд проблем с надежностью удалось решить за счет повышения профессионализма техников и своевременной доставки запчастей.
Хотя программа no закупке VH-71 была заморожена, ВМС США получили возможность использовать полученные в результате работ по программе технологии.
Военно-морские силы самообороны Японии используют Merlin как вертолет-тральщик и транспортный. Merlin пришел на смену Sikorsky S-80M-1 (CH-53E).
Португальские AW101 получили интересную камуфляжную окраску. Имеются AW101 трех модификаций: поисково-спасательный Mk 514, Mk 515 для охраны рыболовства и боевой поисково-спасательный Mk 516 (на снимке).
Чтобы достойно противостоять истребителями F-22, пилотам "агрессоров" пришлось тщательно изучить все достоинства и недостатки как F-22, так и своих самолетов. F-15 обладает большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22.
F-16 дополняют F-15 на учениях, обеспечивая эффективную имитацию самолетов противника в ближних маневренных боях. Схема окраски самолетов "агрессоров" радикально отличается от серой окраски F-15 строевых частей.
F-15 способен эффективно имитировать самолеты вероятного противника, в первую очередь Су-27. Однако имитировать Су-27 поздних моделей с отклоняемым вектором тяги он не может.
Быстрый рост темпов производства Fw 190 привел к тому, что самолет в 1944 году получил широкое распространение на Восточном фронте. Изображен самолет II группы 54-й истребительной эскадры.
Первый прототип MRCA британской постройки стал еще одним результатом кооперации европейской авиапромышленности после англо-французского SEPECAT Jaguar, который поступил на вооружение в 1973 году.
Двухместные F/A-18F Super Hornet распределены по эскадрильям флотов на Восточном и Западном побережьях и часто используются как передовые авианаводчики и самолеты непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск (ранее эти задачи выполнялись F-14 Tomcat). На снимке: F/A-18F из 103-й истребительно-штурмовой эскадрильи "Jolly Rogers" дозаправляется над Афганистаном от KC-135 ВВС США.
Bell P-39Q Airacobra. Истребитель P-39 признания у западных союзников СССР не получил, однако в руках "сталинских соколов" стал смертельным оружием. Изображен истребитель капитана Г. А. Речкалова из 16-го гвардейского ИАП 9-й гвардейской ИАД 5-й ВА. Речкалов летал на этом самолете летом 1944 года. Самолет окрашен стандартно для ВВС Армии США - грязно-оливковый верх и светлосерый низ. Обратите внимание - вместо бортового номера нанесены инициалы одного из самых результативных пилотов советских ВВС.
Выкатка прототипа MRCA состоялась в Манхинге (ФРГ) 8 апреля 1974 года. Прототип Р.01 (D-9591) окрашен в цвета консорциума "Panavia".
Второй прототип предназначался для снятия летных характеристик, проверки способности нести грузы на внешней подвеске и отработки дозаправки в воздухе. В MRCA удалось обеспечить способность применять вооружение, имевшееся в авиации четырех стран.
31 октября 1974 года в Уортоне выполнил первый полет Р.02/XX946, впервые прототип поднялся в воздух под наименованием Tornado. На снимке: второй прототип дозаправляется от танкера Victor K.Mk 2. Tornado, но как следствие требований ВВС ФРГ и Италии, он и сам мог использоваться в качестве заправщика. Июль 1975г.
Р.12 - второй из шести предсерийных самолетов - поднялся в воздух 14 марта 1977 года. Базируясь в Боскомб-Дауне, самолет был задействован в эксплуатационных испытаниях.
Шестой прототип Tornado, один из предсерийных самолетов британской постройки, изображен с шестью 227-кг кассетными бомбами, двумя топливными баками и контейнером РЭБ Skyshadow. На этой машине был выполнен весь комплекс испытаний пушки Mauser в полете.
Ла-5. На истребителях Ла сражался лучший советский ас И.Н. Кожедуб (62 официальные победы в воздушных боях плюс минимум две "неофициальные" - истребители P-51 Mustang ВВС Армии США, сбитые по ошибке). Изображен Ла-5 из 240-го ИАП 302-й ИАД 5-й ВА, Ленинградский фронт, начало 1944 года.
Швеция в течение 50 лет занимает ведущие позиции в области создания и применения авиационных систем обмена информацией. Современный Gripen в этой части не имеет себе равных и способен работать в тесной кооперации с самолетом ДРЛОиУ Saab 340 Erieye. На снимке: два Gripen в строю с самолетом ДРЛОиУ S 100B. Модернизация старых JAS 39A/B до стандарта C/D позволит ВВС Швеции получить достаточно самолетов для оснащения четырех боевых эскадрилий.
AH-1W Super Cobra. AH-1W КМП США применялись с большим эффектом в операциях "Щит пустыни" и "Буря в пустыне", уничтожив 201 единицу иракской бронетехники.
Война с терроризмом и особенно операция "Iraqi Freedom" дали "вторую жизнь" вертолетам AH-1W Super Cobra КМП США. Снимок AH-1W из 162-й вертолетной эскадрильи сделан над Атлантикой в 2005 году, эскадрилья тогда базировалась на десантном вертолетоносце-доке "Кирсарж". На смену AH-1W в КМП США придут вновь построенные и модернизированные из "W" вертолеты AH-1Z, первые из которых должны достигнуть состояния боеготовности в 2011 году. Намечено доработать 140 машин, которые получат четырехлопастные бесшарнирные винты, ТВаД T700-GE-401, прицельные системы Lockheed Martin Target Sight System и др.
Ирак и Афганистан. К моменту начала операции "Iraqi Freedom" в 2003 году Cobra остались только в КМП США и приняли участие во многих боях, оставаясь главной силой экспедиционных сил КМП США.
AH-1W также применялись в Сомали, Боснии, на Гаити и в Либерии. КМП США продолжит эксплуатацию Cobra, но уже в преображенном виде - AH-1Z. Что касается Афганистана, то Cobra КМП США появились там уже в 2008 году, они действовали с британской базы Кэмп-Бастион в провинции Гельманд.
Холодная война. Превращенный из вертолета огневой поддержки пехоты в противотанковую машину Cobra стоял на страже границ стран НАТО, больше всего боявшихся советских танковых армад, в течение почти 20 лет. Официально вооруженных инцидентов с участием вертолетов Cobra в Европе не происходило, однако "происшествия на границе" имели место, "оппонентами" довольно часто здесь выступали Ми-24. Эти случаи послужили поводом для разработки тактики воздушного боя вертолетов, однако реально Ми-24 и Cobra сходились в воздушных боях только во время ирано-иракской войны. Политическая ситуация в Европе радикально изменилась, но даже в 2010 году вертолеты Cobra стоят "на страже мира и демократии" в Южной Корее.
Опыт эксплуатации AH-1W в КМП США оказался столь успешным, что "Bell" начала работать над его глубокой модернизацией - ее ключевым элементом стал новый четырехлопастный несущий винт Model 680. Испытания винта на вертолете AH-1(4В)W (Four-Bladed Whiskey) начались 24 января 1989 года. Морская пехота проявила значительный интерес к новому варианту и в конечном итоге приняла решение об установке новых винтов на все свои AH-1W. Новый вариант с обновленным БРЭО получил обозначение AH-1Z. Примерно 40 из 180 запланированных к принятию на вооружение "Zulu" будут построены заново.
AH-1(4B)W
Родоначальником всех западных современных систем обмена информации стала система перехватчика Saab J 35 Draken. Аналогичная система была разработана для English Electric Lightning, но на самолеты она не ставилась. Системы управления перехватом являлись штатным оборудованием советских истребителей, состоявших на вооружении ИА ПВО.
Красивый и элегантный F-102, однако, обладал рядом серьезных недостатков. Перехватчик так и не стал важным компонентом ПВО континентальной части США.
"Bell" разработала целое семейство боевых и транспортных вертолетов, завоевавших популярность в Армии США. На переднем плане - AH-1G, в центре UH-1B и на заднем плане UH-1D. Все три вертолета спроектированы на базе самой первой модели UH-1.
"Охота" за противником на уровне макушек деревьев - излюбленная тактика экипажей AH-1S (на снимке). Принятие на вооружение вертолета AH-64 Apache привело к тому, что HueyCobra стали активно сниматься с эксплуатации в Армии США. Однако для многих зарубежных армий он по-прежнему остается основным ударным вертолетом.
Сомали. Армия США принимала участие в проводимой под эгидой ООН неудачной миротворческой операции "Restore Hope" в Сомали в 1996 году. Cobra обеспечивали огневую поддержку в исключительно опасных условиях уличных боев, но в отличие от Панамы, в этом случае боевиков зачастую было просто невозможно отличить от "нон-комбатантов". Экипажи Cobra научились противодействовать пикапам Toyota с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, однако, как выяснилось, не меньшую угрозу для вертолетов представляли массированный огонь из стрелкового оружия и РПГ, прямое попадание гранаты из которого приводило к гибели вертолета.
Сформированная в 2003 году в составе Army Aviation Heritage Foundation (AAHF) пилотажная группа "Sky Soldiers" использует четыре AH-1F Cobra, оборудованных генераторами разноцветных дымов, и выполняет показательные полеты с высокими перегрузками. AAHF рекламирует армейскую авиацию США.
Сравнительно немного снятых с вооружения боевых летательных аппаратов нашли применение на "гражданке", а боевых вертолетов - совсем мало. Тем не менее нескольким ранее принадлежавшим КМП США вертолетам Cobra нашли применение.
Лесная служба США использует несколько доработанных Cobra для борьбы с пожарами в рамках программы "Firewatch Cobra". Они оснащены совершенными тепловыми и лазерными датчиками и используются как своего рода "передовые пожарные авианаводчики".
Иорданские ВВС получили 24 вертолета AH-1F и ракеты BGM-71 TOW на сумму 196 млн долларов (контракт от 1981 года). В начале 2010 года вертолеты состояли на вооружении 10-й и 12-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе имени короля Абдаллы II (около Аммана). AH-1 стал первым боевым вертолетом, поступившим в иорданские ВВС, а обе эскадрильи сформировали в 1985 году специально под них. Покупка Израилем боевых вертолетов AH-64 заставила Иорданию усилить свой противотанковый потенциал.
Австрийская организация "Flying Bulls" использует для показательных полетов снятые с вооружения Армии США вертолеты TAH-1F, которые также задействованы в выполнении различных рекламных контрактов.
AH-1F HueyCobra. По опыту боевого применения во Вьетнаме вертолет Cobra вооружили ПТУР TOW, присвоив доработанным машинам обозначение AH-1Q. Мощности двигателя потяжелевшему AH-1Q явно не хватало, что заставило конструкторов провести более радикальную модернизацию, затронувшую силовую установку, вооружение, БРЭО, приборное оборудование кабин и винты. Новый вариант известен как AH-1S(MC), хотя на самом деле единого варианта модернизации не существовало, а под обозначением "S" скрывались вертолеты различных вариантов. В 1988 году "МС" стали обозначать AH-1F, которые легко отличить по плоским панелям остекления фонаря и носовой турели с прицельной системой М65 для ПТРК TOW. Приборное оборудование кабины совместимо с очками ночного видения, вертолет получил новое навигационное и связное оборудование, доработанную СУВ. Хотя AH-1F обладал большим модернизационным запасом, появление AH-64 Apache привело к снятию с вооружения боевых частей Армии США вертолетов Cobra и передачи их Национальной гвардии. В то же время КМП США пошел на модернизацию своих AH-1W в AH-1Z, получивших новые четырехлопастный несущий винт и систему повышения устойчивости, масса боевой нагрузки была увеличена на 454 кг.
Интригующая конструкция в силу ошибочной концепции со взлетом и посадкой на хвостовую часть не годилась для использования на кораблях.
Convair XFY-1
На фотографии хорошо видна необычная конфигурация B-58 - дельтовидное в плане крыло и двигатели на пилонах под ним.
Convair B-58A Hustler
Ярко окрашенный YF2Y-1 выполняет руление на подводных крыльях. Самолет с технической точки зрения был неудачным, а сценарий боевых действий, в котором подобный истребитель мог быть востребован представить сложно.
На экспериментальном XF-92A изучались особенности треугольного в плане крыла, которое было использовано на перехватчике F-102.
Системы обмена информацией стали важнейшим элементом БРЭО современных ударных самолетов. F-15E способен передавать видеоизображение с контейнера Sniper ATP сухопутным войскам. Линии передачи данных - основной элемент американской концепции "сетецентрической войны".
F-15 японских "агрессоров" камуфлированы по различным схемам "разрушающего" типа. "Агрессоры" часто работают вместе с парами Т-4, подыгрывая за противника для всех эскадрилий японских ВВС.
Нечасто можно наблюдать "агрессора" F-15DJ с пустым задним креслом, так как второй пилот получает опыт не меньший, чем основной летчик. Большинство японских пилотов за свою карьеру налетывают порядка 3000 часов.
Проблемы с Т-2, прежде всего высокая аварийность этих самолетов и небольшая тяговооруженность, заставили Командование японских ВВС использовать в качестве "агрессоров" F-15DJ. Японские "агрессоры" представлены десятком F-15.
119-я эскадрилья истребителей-перехватчиков "Jersey Devils" стала последним подразделением, вооруженным F-106. В 1988 году эти машины стали снимать с вооружения этой эскадрильи, хотя некоторые Dart использовались на испытаниях и в качестве мишеней до 1997 года.
Перехватчики F-102 и F-106 стояли на страже неба США в течение трех десятилетий.
Пилотов F-106 выводили на цель по каналам передачи данных с наземного командного пункта SAGE или BUIC (Backup Interceptor Control Center).
Convair F-106B Delta Dart
Компания "Cathay Pacific" выбрала CV-880 за его пассажировместимость - Boeing 707 и DC-8 были для этой авиакомпании слишком большими.
Для решения проблем с полетом на сверхзвуковых скоростях на крыло CV-990 установили характерные "скоростные" обтекатели.
Convair CV-990 Coronado
Посадку на авианосец выполняет F/A-18F Super Hornet с двумя 227-кг бомбами JDAM. Резким креном пилот компенсирует уклонение от центральной линии посадочной палубы. Подвесные баки Super Hornet несли практически во всех боевых вылетах.
F/A-18F из 22-й истребительно-штурмовой эскадрильи принимали участие в первых ударах по Афганистану в 2001 году. Эскадрилья впервые в боевых условиях опробовала БРЛС APG-79 в Ираке в 2008 году.
На авианосцах Super Hornet эксплуатируются круглосуточно, что типично для контртеррористической операции в Ираке.
Иран. Ирано-иракская война длилась восемь лет. В ходе нее иранские AH-1J показали себя самым лучшим образом как в борьбе с иракской бронетехникой, так и в воздушных боях с Ми-24. В течение многих лет ведутся дебаты - каким образом однозначно более слабые Cobra могли противостоять более скоростным, лучше защищенным и вооруженным Ми-24. Один-два инцидента, имевших место на границе ГДР показали, что в открытом бою с Ми-24 у Cobra нет шансов на победу. Точные цифры потерь вертолетов в воздушных боях ирано-иракской войны не известны, но на Западе говорят о шести сбитых Ми-24 и десяти Cobra.
В конце 1962 года турбовинтовыми двигателями Napier Eland были переоснащены пять самолетов с поршневыми моторами, на фотографии - один из этой пятерки.
Convair CV-580
Одноместный F/A-18E установлен на катапульту, палубная команда готовит его к взлету. На самолете подвешена минимум одна корректируемая по GPS бомба, контейнер с аппаратурой целеуказания и три ПТБ.
Двигатели F414-GE-400 большей тяги в сочетании с крылом большей площади самолета Super Hornet позволили довести нормальную взлетную массу до 21319кг.