Поликарпов И-15
Варианты:
Поликарпов - И-15 - 1933 - Россия
Страна: Россия
Год: 1933


Описание
Фотографии
И-15 и И-15бис "Чайка"

   Разработанный на базе самолета И-5, прототип истребителя-биплана ЦКБ-3 был создан бригадой Н.Н. Поликарпова в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ).
   Самолет ЦКБ-3 получил характерное верхнее крыло с изломом центроплана типа "чайка", I-образные подкосы и стойки шасси консольного типа с возможностью установки обтекателей на колеса. Учитывая острую нужду советских ВВС в новом одноместном истребителе, разработка шла очень быстро, и В. П. Чкалов поднял машину в воздух уже в октябре 1933 года.
   ЦКБ-3 был оснащен импортным радиальным ПД Wright SGR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) с капотом Тауненда. Интенсивные испытания завершились успешно, и в 1934 году самолет был запущен в серию. Но из-за отсутствия необходимого количества двигателей подходящей мощности 404 истребителя И-15 "Чайка", построенных до 1936 года, были оснащены 480-сильными (358 кВт) радиальными моторами М-22, и их максимальная скорость была ограничена 320 км/ч.
   Следующие 59 самолетов были оснащены ПД SGR-1820-F3 Cyclone с винтами Hamilton, импортированными из США. Прототип этого варианта под обозначением ЦКБ-3бис прошел испытания в ноябре 1935 года. На облегченном ЦКБ-3бис летчиком Владимиром Коккинаки 21 ноября был установлен советский рекорд высоты - 14 575 м. Все серийные самолеты были вооружены двумя синхронными пулеметами ПВ-1, но завершившие выпуск 270 истребителей И-15, с советскими ПД М-25 и винтами АВ-1 (лицензионный вариант ПД Wright и винта Hamilton), имели четыре пулемета. Последние И-15 были поставлены в 1937 году, и, вероятно, на части самолетов более ранних выпусков двигатель М-22 был заменен на М-25.
   И-15 отличался высокой маневренностью. В 1938 году он успешно использовался против японцев на границе с Маньчжурией, и значительное число этих машин было поставлено республиканскому правительству Испании в ходе гражданской войны.
   Первые И-15 прибыли в Картахену в октябре 1936 года, а всего к концу 1937 года было поставлено 155 самолетов. И-15 хорошо зарекомендовали себя в Испании, где их под конец войны вооружали парой более эффективных пулеметов ШКАС. Получившие в Испании прозвище "Chato" (курносый), истребители И-15 поступили на вооружение четырех эскадрилий, где на них помимо советских и испанских пилотов летали и добровольцы из других стран. Государственные испанские авиазаводы также построили 287 истребителей по лицензии, но многие из них в некомплектном состоянии (без двигателей и вооружения) попали в руки националистов после завершения гражданской войны в марте 1939 года.
<...>
И-15. Служба И-15 в советских ВВС была относительно недолгой. Сомнения в целесообразности крыла типа "чайка" привели к скорой замене этой машины на И-15бис с обычным прямым верхним крылом.
Серийный истребитель И-15
Самолеты из эскадрильи советских добровольцев в Испании.
И-15 командира 1-й эскадрильи "чатос" капитана Евгения Степанова. Аэродром Сабаделл, очень 1937г.
И-15 Е.Н. Степанова из 1-й АЭ 26-й авиа­группы, таранившего 25 октября 1937 г. бомбардировщик SM.81.
И-15 летчика Михаила Якушина из эскадрильи Еременко. Июль 1937г. Верхнее крыло сверху было окрашено в зеленый цвет
И-15 республиканского летчика тениенте Мигеля Замбудио.
И-15 из состава 3-й истребительной эскадрильи "Чато". Аэродром Эль Сото (район Мадрида), декабрь 1936г.
И-15 командира 1-й эскадрильи "Чатос" И.Т.Еременко. Июль 1937г.
И-15 из состава 2-й эскадрильи 26-й истребительной группы республиканских ВВС. На этом истребителе весной 1937г. воевал Альберт Баумлер.
И-15 из состава 3-й эскадрильи "чатос", на котором весной 1938г. летал сержант Франсиско Винялс Гуаро.
Истребитель Б.Петровича
И-15 л-та Хосе Фалько, сбившего 6.02.1939г. два Bf 109B
И-15 из состава 4-й эскадрильи "чатос", принадлежавший лейтенанту Ромуло Негрин Михайлову.
И-15 ВВС Испании, первая половина 40-х гг.
И-15 также состоял на вооружении подразделения Республиканских ВВС, в январе 1939 года базировавшегося в Вилажуиге. В конце войны, в марте 1939 года, часть оставшихся в строю самолетов попала в руки победителей - националистов. 33-я авиагруппа летала на них до 1945 года.
И-15 из состава 32-й эскадры ВВС Испании, аэродром Сабадель, лето 1940 г.
И-15 33-го штурмового авиаполка ВВС Испании из Валладолид-Вилланублы, середина 40-х гг.
В начале 1940-х годов этот испанский И-15 все еще нес службу в 33-м штурмовом полку в Вальядолиде.
Полномасштабная копия И-15 из экспозиции музея авиации в Мадриде несет на правом борту окраску 32-й штурмовой авиагруппы ВВС Испании периода конца 1940-х гг.
Этот же экспонат по левому борту окрашен в цвета 2-й эскадрильи «Чатос» из 26-й авиагруппы ВВС республиканской Испании, базировавшейся в Картахене в январе 1939 г.
Первый опытный ЦКБ-3 на лыжном шасси у ангара авиазавода № 39
Первый истребитель ЦКБ-3 (И-15)
Второй опытный ЦКБ-3, подготовленный к полетам в декабре 1933г., имел колесное шасси.
Второй опытный ЦКБ-3 с увеличенным вертикальным оперением и измененным кольцом Тауненда в ходе Госиспытаний. Аэродром Качинской летной школы, Крым, апрель 1934 г.
Опытный истребитель ЦКБ-3 № 7 отличался классическим центропланом без «чайки». Заводские испытания, март 1935 г.
Опытный истребитель ЦКБ-3 в процессе окончательной сборки без тканевой обшивки. Август-сентябрь 1933 г.
Предельно облегченный И-15 Владимира Коккинаки установил рекорд высоты в ноябре 1935 года.
Испытания И-15, вооруженного ракетными снарядами РС-82. Зима 1937 г.
Один из первых серийных И-15 постройки авиазавода №1. 1934 г.
Трижды кавалер ордена Красного знамени И.У. Павлов у своего И-15
Наземное обслуживание И-15 ВВС РККА. Вторая половина 30-х гг.
Испания
Поликарпов сконструировал И-15 (фото) с верхним крылом типа "чайка", что позволяло крепить корневую часть крыла непосредственно к фюзеляжу. Такое расположение улучшало обзор прямо вперед и вверх и позволило отказаться от стоек между крылом и фюзеляжем, увеличивающих лобовое сопротивление. Однако пилоты жаловались на недостаточно хороший обзор вперед и вниз, в то время как инженеров больше волновали аэродинамические качества и прочность конструкции.
Типичный внешний вид "чато" в ноябре 1936г.
Атакует "чато"
В годы Гражданской войны в Испании истребители И-15 оказались на вооружении обеих воюющих сторон, хотя большинство, конечно, было у республиканцев.
Обратите внимание на необычность окраски И-15. Практически половина фюзеляжа покрашена в красный цвет. Возможно, машина вышла из ремонта.
Патруль "курносых" над Мадридом, ноябрь 1936г.
Поздней осенью на Пиренеях задували ветра, и потому самолеты на стоянках приходилось привязывать.
И-15 из 1-й эскадрильи "чатос"
И-15 2-й эскадрильи "Чатос". Аэродром Ла Апаресида (под Картахеной), март 1939г.
И-15 прогревает двигатель перед взлетом с распаханного поля
И-15 испанской постройки перед боевым вылетом
Со штурмовиками Р-5 и легкими бомбардировщиками Р-Z часто взаимодействовали И-15 из состава 2-й эскадрильи "Чато", получившей за характерную бортовую эмблему полуофициальное наименование "Пингвины". И-15 (борт. N CA-030) из состава 3-й истребительной эскадрильи весной 1939-го накануне поражения Испанской Республики.
"Чато" Еременко
СБ в однотонной (зеленой, либо коричневой) окраске верхних поверхностей, на заднем плане истребитель И-15.
Один из первых республиканских «чатос». Январь 1937 г.
И-15 советской постройки. Одиннадцатый такой самолет, принятый на снабжение ВВС республиканской Испании
Эти два снимка довольно неплохо иллюстрируют эволюцию в тактической маркировке республиканских истребителей. Литеры "CC" обозначают Casa Chato - истребитель "чато".
Лейтенант Ромуло Негрин Михайлов у своего И-15, осень 1937г.
Тревога! Пилот И-15 готовится стартовать на перехват бомбардировщиков.
Лейтенант Франсиско Винялс Гуаро у своего истребителя перед боевым вылетом.
«Чато» из эскадрильи Лакалье (предположительно). 1937 г.
Летчик-республиканец Пабло Монтахуд в кабине И-15.
Заправка И-15 перед ночным вылетом.
Подготовка к заправке истребителя топливом прямо из бочки
Группа республиканских летчиков Северного фронта на фоне И-15 с зачехленным мотором.
Завершение работы над очередным И-15 на заводе в местечке Сабадель.
Значительное количество республиканских И-15 было захвачено войсками националистов. Часть из них ввели в боевой состав ВВС (они даже успели принять участие в боевых действиях), другие - разобрали на запчасти.
Группа И-15 франкиских ВВС. Аэродром Сабадель, 1940 г.
Испанский И-15 из 32-й эскадры. Валенсия, 1950 г.
 
На приведенном снимке хорошо видна конструкция козырька И-15 и оптического прицела. Кроме того, очень яркая полоса на фюзеляже (за кабиной пилота) позволяет предположить, что опознавательные знаки нанесены оранжевой или даже желтой краской. Хотя, возможно, до таких оттенков выгорала красная краска.
Летчик Мигель Замбудио в кабине "чато". Хорошо виден прицел "Альдис" и бронеспинка сиденья.
И.Еременко в кабине И-15 после возвращения из боя, в котором сбил He 111. Испания, 25 июля 1937г.
Defective undercarriage design was the cause of many accidents to the Polikarpov I-15 "Chato," this one occurring at San Javier in 1948. Used by the Republican Air Force during the war, they were taken over by the Nationalists after their victory.
Республиканский И-15, разбитый при вынужденной посадке
I.15 (Russia)
Projected ‘Universal Zveno’ (1940-41), developed on the basis of a mother-ship Tupolev TB-7 (Petlyakov Pe-8) with two I-16s (bottom), and a version of the coupling on a GST flying-boat GST (licence-built Consolidated PBY) with two I-15s (1940).
И-15М
1. И-16 тип 5, И-15 (ЦКБ-3); 2. И-16 тип 10, И-15бис (И-152); 3. И-16 тип 24, И-153; 4. И-17 бис, И-170 (проект); 5. И-180-3, И-190; 6. И-185 (01), И-195 (проект)
И-15 с гермокабиной А.Я.Щербакова