Поликарпов И-153
Варианты:
Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
Страна: Россия
Год: 1938


Одноместный истребитель
Описание:
И-153
И-153
Фотографии:

Цветные фото (12)

И-153

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.


И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км

И-153

Результаты воздушных боев в Испании были истолкованы в СССР как доказательство многих преимуществ истребителей-бипланов, дающих этому классу машин право на дальнейшее развитие.
   В результате Н.Н. Поликарпов получил задание создать на базе И-15бис более совершенный истребитель. Разработка началась весной 1937 года, и первый прототип поднялся в воздух в середине следующего года. Поставки серийных истребителей И-153 "Чайка" советским ВВС начались в мае 1939 года.
   И-153 сохранил базовую компоновку фюзеляжа и оперения И-15бис (хотя и доработанных и усиленных), но получил одностоечную бипланную коробку с верхним крылом типа "чайка", по образцу И-15.

   Стойки шасси стали убираться назад, разворачиваясь при этом на 90°, чтобы колеса могли разместиться в крыле.
   Самолеты первых серий, иногда называвшиеся И-15тер, сохранили винт АВ-1 и двигатель М-25В от И-15бис, обеспечивающие им максимальную скорость 415 км/ч. Более поздние варианты оснащались двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем, на некоторых машинах устанавливались четыре 12,7-мм пулемета БС вместо стандартных 7,62-мм ШКАС. Также самолет мог нести ракеты РС-82 или до 200 кг бомбовой нагрузки.
   Строевые самолеты иногда оснащались убираемым лыжным шасси и могли нести ПТБ. Высокие темпы выпуска позволили к моменту завершения серийного производства весной 1940 года построить 3437 самолетов И-153.
   Самолеты первых серий приняли участие в боях с японцами на Халхин-Голе летом 1939 года. Затем самолеты участвовали в войне с Финляндией. Ко времени нападения Германии на СССР в июне 1941 года И-153 составляли значительную часть парка советских истребителей и понесли тяжелые потери как в воздушных боях, так и на земле. По мере поступления на вооружение новых истребителей-монопланов И-153 передавались в штурмовые подразделения и продолжали нести службу до 1943 года.
   В начале 1940 года 93 самолета И-153 были поставлены правительству Китая для борьбы с японцами. Вторым и последним зарубежным владельцем И-153 была Финляндия, располагавшая 22 самолетами (11 захвачены у СССР и еще 11 трофейных машин куплены у Германии).
   Обладавшие отличной маневренностью, И-153 были грозным оружием в руках опытных пилотов. Но им часто приходилось противостоять превосходящим по численности более скоростным монопланам, и, кроме того, большинство советских и китайских пилотов были относительно неопытными, что приводило к печальным последствиям.


Варианты

   И-153БС: вариант с четырьмя 12,7-мм пулеметами 6С вместо ШКАС
   И-153ДМ: один самолете дополнительными прямоточными двигателями; испытывался в 1940 году
   И-153Р: вооружен двумя 20-мм синхронизированными пушками ШВАК вместо пулеметов; как и И-153БС, был построен относительно небольшой серией
   И-153В: экспериментальный самолет с гермокабиной А. Я. Щербакова; другим экспериментальным высотным самолетом был И-153ТКГК с гермокабиной, разработанной Н. Н. Поликарповым, и ПД М-63 с двумя турбокомпрессорами ТК-3
   И-190: вариант с экспериментальным радиальным ПД М-88В мощностью 1100 л. с. (820 кВт); ряд доработок по сравнению с И-153; максимальная скорость 490 км/ч, после катастрофы прототипа разработка прекращена


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   И-153

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один радиальный ПД М-62 в 1000 л. с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 444 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 470 км
   Масса: пустого снаряженного 1452 кг; максимальная взлетная 2110 кг
   Размеры: размах крыла 10,00 м; длина 6,17 м; высота 2,80 м; площадь крыла 22,14 м2
   Вооружение: четыре синхронизированных 7,62-мм пулемета ШКАС в носовой части фюзеляжа и шесть ракет РС-82 или до 200 кг бомб
Фотография И-153 "б/н 10 красный", восстановленного для новозеландской "Alpine Fighter Collection", сделана в сентябре 1997 года во время летных испытаний в России. Организация AFC располагает тремя восстановленными И-153 и шестью И-16. Все самолеты оснащены мотором АШ-62ИР от биплана Ан-2. АШ-62 является несколько модернизированным вариантом мотора М-62.
После постройки в Новосибирске шести полноразмерных летающих копий самолетов И-16, первая из которых поднялась в воздух в 1995 году, организация "Коллекция истребителей Alpine", размещающаяся в Ванаке (Новая Зеландия), профинансировала изготовление трех "Чаек". "Красная десятка" была первым законченным экземпляром, на фотографии она совершает испытательный полет в России в сентябре 1997 года.
Одним из самых ярких и грандиозных проектов, поддержанных фондом AFC, стало восстановление знаменитых самолетов Поликарпова И-16 и И-153 (фото).
И-153 (зав. № 6326) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
И-153 (зав. № 6316) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.
На Новосибирском авиазаводе им. Чкалова проведено восстановление до летного состояния трех экземпляров истребителя И-153 "Чайка". После облета все три "Чайки" были переданы заказчику - новозеландскому коллекционеру Тиму Уоллесу.
И-153 (зав. № 7277) из коллекции Музея авиации в Ле Бурже, август 1975 г.
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС РККА. Новая Зеландия, Ванака 21 января 2007 г.
И-153 (зав. № 7027) в окраске ВВС Китая. Новая Зеландия, Ванака, апрель 2000 г.