Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф
Варианты:
Ильюшин - Ил-4 / ДБ-3Ф - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Двухмоторный дальний бомбардировщик
Описание:
Ил-4 / ДБ-3Ф
ДБ-3
Ил-4
Фотографии:

Кабина (10)

Ил-4 / ДБ-3Ф

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
   - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
   - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.


Ил-4||
Размах:||21,44 м
Длина:||14,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10300 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||4260 км

ДБ-3

<...>
   В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
   Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.


Варианты

   ДБ-3М (раннее обозначение самолета ДБ-3Ф, позже - Ил-4): усовершенствованную версию с моторами М-87Б (М-88) внедряли в серийное производство с 1939 года
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ДБ-3М

   Тип: двухмоторный дальний бомбардировщик
   Силовая установка: два звездообразных ПД М-87Б по 950 л. с. (708 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 445 км/ч; практический потолок 9000 м; практическая дальность полета 3500 км
   Масса: пустого в оснащенном состоянии 5373 кг; максимальная взлетная масса 7638 кг
   Размеры: размах крыла 21,44 м; длина 14,76 м; высота 4,19 м; площадь крыла 66,7 м2
   Вооружение: три 7,62-мм пулемета ШКАС, плюс максимальная бомбовая нагрузка 2265 кг

Ил-4

В 1938 году была разработана версия ДБ-3 с новым облегченным планером. В результате полностью изменилась и конструкция. Носовая часть стала более тонкой и обтекаемой, с большой площадью остекления. Носовую стрелковую установку ДБ-3 заменили на новую, также заменили и верхнюю турель версии ДБ-3 на более эффективную, появилась и нижняя убираемая установка.
   В июне 1939 года самолет с успехом прошел государственные испытания и к концу года был готов к серийному производству. Новую версию назвали ДБ-3Ф, позднее переименовали в Ил-4, самолет массово поставлялся в полки Авиации дальнего действия (АДД) и авиации флота. Конкретно самолетов Ил-4 во всех вариантах построено более 5000. От моторов М-87А постепенно перешли к более мощным М-88Б (с двухскоростным компрессором). Большинство самолетов, построенных в 1942 году, имели деревянные элементы конструкции из-за нехватки легких сплавов, но в последующие годы в серийном выпуске удалось вернуться к металлическим узлам и деталям.
   Кроме прямого назначения Ил-4 из АДД привлекались для нанесения тактических ударов по объектам в прифронтовой полосе, при этом они несли максимальную бомбовую нагрузку. Ил-4 также широко применялись в минно-торпедных авиаполках на Балтийском, Черноморском и Северном флотах; торпедоносец Ил-4 вооружался 940 кг торпедой 45-36-АН (маловысотной) или 45-36-АВ (высотной).
   Самолет Ил-4 оказался прочной удачной конструкцией. В послевоенный период многие уцелевшие машины продолжили службу, использовались для различных вспомогательных задач. Ил-4 даже успел получить в НАТО кодовое название "Bob".
   В феврале 1942 года начались работы по проекту улучшенного бомбардировщика Ил-6 с герметичной кабиной экипажа для высотных полетов, значительной стреловидностью по передней кромке крыла и двумя дизельными двигателями А.Д. Чаромского АЧ-30Б мощностью 1500 л. с. (1119 кВт). Эту разработку закрыли в 1944 году после испытания единичных прототипов, первый из которых поднялся в воздух 7 августа 1943 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-4

   Тип: дальний бомбардировщик
   Силовая установка: два звездообразных ПД М-88Б мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 430 км/ч на высоте 6700 м, практический потолок 9700 м, практическая дальность полета 3800 км
   Масса: пустого снаряженного 5800 кг; максимальная взлетная 11300 кг
   Размеры: размах 21,44 м, длина 14,80 м, высота 4,10 м, площадь крыла 66,70 м1
   Вооружение: один 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, плюс внутренняя бомбовая нагрузка 1000 кг либо максимальная бомбовая нагрузка(на внутренней и внешней подвеске) 2500 кг
Левый борт, приборная доска и правый борт кабины летчика
Кабина штурмана. Вид против полета.
Стрелковая установка штурмана
Кабина стрелка-радиста. Вид по полету.
Выдвижная люковая стрелковая установка МВ-2.
Выдвижная люковая стрелковая установка МВ-2. Виден перископический прицел.
Из недостатков ДБ-3Ф в первые месяцы войны наиболее остро проявилась слабость оборонительного вооружения. На приведенном слева снимке показана кустарная люковая турель с пулеметом УБТ, а весной на бомбардировщиках аоявились верхние турели УТК-1 с таким же пулеметом.
Верхняя стрелковая установка
УТК-1 с откинутым колпаком. Пулемет не установлен.