Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф
Варианты:
Ильюшин - Ил-4 / ДБ-3Ф - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Двухмоторный дальний бомбардировщик
Описание:
Ил-4 / ДБ-3Ф
ДБ-3
Ил-4
Фотографии:

Ч/б фото (111)

Ил-4 / ДБ-3Ф

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
   - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
   - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.


Ил-4||
Размах:||21,44 м
Длина:||14,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10300 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||4260 км

ДБ-3

<...>
   В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
   Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.


Варианты

   ДБ-3М (раннее обозначение самолета ДБ-3Ф, позже - Ил-4): усовершенствованную версию с моторами М-87Б (М-88) внедряли в серийное производство с 1939 года
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ДБ-3М

   Тип: двухмоторный дальний бомбардировщик
   Силовая установка: два звездообразных ПД М-87Б по 950 л. с. (708 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 445 км/ч; практический потолок 9000 м; практическая дальность полета 3500 км
   Масса: пустого в оснащенном состоянии 5373 кг; максимальная взлетная масса 7638 кг
   Размеры: размах крыла 21,44 м; длина 14,76 м; высота 4,19 м; площадь крыла 66,7 м2
   Вооружение: три 7,62-мм пулемета ШКАС, плюс максимальная бомбовая нагрузка 2265 кг

Ил-4

В 1938 году была разработана версия ДБ-3 с новым облегченным планером. В результате полностью изменилась и конструкция. Носовая часть стала более тонкой и обтекаемой, с большой площадью остекления. Носовую стрелковую установку ДБ-3 заменили на новую, также заменили и верхнюю турель версии ДБ-3 на более эффективную, появилась и нижняя убираемая установка.
   В июне 1939 года самолет с успехом прошел государственные испытания и к концу года был готов к серийному производству. Новую версию назвали ДБ-3Ф, позднее переименовали в Ил-4, самолет массово поставлялся в полки Авиации дальнего действия (АДД) и авиации флота. Конкретно самолетов Ил-4 во всех вариантах построено более 5000. От моторов М-87А постепенно перешли к более мощным М-88Б (с двухскоростным компрессором). Большинство самолетов, построенных в 1942 году, имели деревянные элементы конструкции из-за нехватки легких сплавов, но в последующие годы в серийном выпуске удалось вернуться к металлическим узлам и деталям.
   Кроме прямого назначения Ил-4 из АДД привлекались для нанесения тактических ударов по объектам в прифронтовой полосе, при этом они несли максимальную бомбовую нагрузку. Ил-4 также широко применялись в минно-торпедных авиаполках на Балтийском, Черноморском и Северном флотах; торпедоносец Ил-4 вооружался 940 кг торпедой 45-36-АН (маловысотной) или 45-36-АВ (высотной).
   Самолет Ил-4 оказался прочной удачной конструкцией. В послевоенный период многие уцелевшие машины продолжили службу, использовались для различных вспомогательных задач. Ил-4 даже успел получить в НАТО кодовое название "Bob".
   В феврале 1942 года начались работы по проекту улучшенного бомбардировщика Ил-6 с герметичной кабиной экипажа для высотных полетов, значительной стреловидностью по передней кромке крыла и двумя дизельными двигателями А.Д. Чаромского АЧ-30Б мощностью 1500 л. с. (1119 кВт). Эту разработку закрыли в 1944 году после испытания единичных прототипов, первый из которых поднялся в воздух 7 августа 1943 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-4

   Тип: дальний бомбардировщик
   Силовая установка: два звездообразных ПД М-88Б мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 430 км/ч на высоте 6700 м, практический потолок 9700 м, практическая дальность полета 3800 км
   Масса: пустого снаряженного 5800 кг; максимальная взлетная 11300 кг
   Размеры: размах 21,44 м, длина 14,80 м, высота 4,10 м, площадь крыла 66,70 м1
   Вооружение: один 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, плюс внутренняя бомбовая нагрузка 1000 кг либо максимальная бомбовая нагрузка(на внутренней и внешней подвеске) 2500 кг
ДБ-3Ф М-88 эталон на вторую половину 1940г. на испытаниях в НИИ ВВС.
Ил-4 с новым крылом на испытаниях, октябрь 1942г.
Ил-4 с консолями смешанной конструкции. Хорошо видны выступы нервюр на нижней поверхности крыла.
Правая консоль опытного Ил-4 с крылом со "стрелкой".
Серийный Ил-4, выпущенный в конце 1942г.
Этот ДБ-3Ф, как и многие самолеты ВВС РККА, не успел перед войной получить маскировочную окраску
Выруливает ДБ-3Ф, предположительно из состава 81-го ДБАП
Для увеличения дальности полета на Ил-4 могли использоваться два ПТБ.
Дальний бомбардировщик Ил-4
Серийные ДБ-3Ф
Бомбардировщик Ил-4
Ил-4 с подвешенными парашютными контейнерами
Экспериментальный высотный бомбардировщик Ил-4ТК с гермокабиной
Ил-4 на сбрасываемых лыжах, разработанных в НИИ ГВФ.
Ил-4 с моторами М-82, построенный 126-м авиазаводом. Характерным отличием новой мотоустановки было верхнее расположение воздухозаборника карбюратора.
В зимние месяцы войны в качестве камуфляжной краски частенько использовалась обычная известь, наносимая прямо на лакокрасочную поверхность обшивки. Последствия были ужасающими: и без того отнюдь не слишком большая скорость ДБ-3Ф снижалась еще на 15-20%!
Ил-4 младшего лейтенанта И.А.Седых по возвращении из ночного рейда на Будапешт. На борту видна звездочка, обозначающая водушную победу стрелка В.П.Агеева, сентябрь 1944г.
Ил-4 гвардейской части на полевом аэродроме
Ил-4, принадлежавший 10 Гвардейскому авиаполку Дальнего Действия. Командир экипажа капитан Паращенко, июль 1944г.
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)!
Загрузка боекомплекта 12,7-мм пулемета УБТ стрелком-радистом с Ил-4 Северного флота
Подготовка к боевому вылету
Обслуживание бомбардировщиков 2-го мтап, 1941г.
В 1953г. Ил-4 еще летали в училище штурманов морской авиации в Николаеве.
Перед вылетом. Слушатель 34-го УАП л-т Кузьмин М.А. 1948г.
Старейший самолет в полку N12103 - 109 боевых вылетов с налетом 633 часа
Летный состав группы ночников на Ил-4, приданных 2-й эскадрилье, весна 1942г.
"Ночная" эскадрилья у самолета Ил-4
Пилоты и механики 840-го полка у Ил-4. 1942г.
Ил-4 836-го БАП. Ленинградский фронт, 1943г. У винта - Ф.Чесноков.
Экипаж лейтенанта П.С.Скатова (Скакова?) из 2-го мтап читает опубликованную в газетах речь И.В.Сталина от 3 июля 1941г. Данный экипаж был сбит зенитным огнем противника в районе Одессы. Пилот и штурман погибли, а стрелок, сумевший выброситься с парашютом из горящей машины, попал в плен.
Ил-4 замкомэска 1-й АЭ 8-го ГвАПДД ст.л-та А.К.Корестылева. Подмосковье, лето 1943г. Каждый силуэт бомбы на фюзеляже означает 10 боевых вылетов.
Бомбардировщик дальней авиации Ил-4 "Гроза" майора А.Е.Матросова. Осень 1941г., ВВС Южного фронта.
Экипаж майора К.Иванцова
После боевого вылета. Второй слева старший лейтенант Юдин Ю.П., прошедший лагерь смерти Майданек
На снимке самолет командира эскадрильи капитана Гаврилина А.В. На плоскости старший техник самолета Иванов А.И.
К январю 1943г. работники НКВД собрали 10 млн. рублей. На эти средства были построены 10 самолетов Ил-4, получивших на фюзеляжах надпись "Дальневосточный чекист"... 10 февраля 1943г. они отправились на фронт
Ilyushin DB-3F/Il-4.
Бомбардировщики ДБ-3ф готовятся к взлету
Ил-4 13-го гдбап - участники налета на Констанцу.
Основной самолет АДД - Ил-4
Бомбардировщики Ил-4 - костяк АДД
Стоянка самолетов ДБ-3ф, 1943 г.
Ил-4 из 3-го ГвАПДД готовы к вылету
Бомбардировщики Ил-4 в советских ВВС выполняли примерно ту же работу, что Не 111 в Люфтваффе. Ил-4 составляли основу АДД. Снимок линейки Ил-4 сделан в 1943 году.
New production Il-4s being readied at one of the three factories manufacturing this type prior to delivery to one of the Fleet Air Forces.
Дальние бомбардировщики Ил-4
Подготовка Ил-4 к ночному вылету
Подготовка самолетов полка к ночному вылету. На переднем плане штурман эскадрильи Ф.Н.Аглотков занимает место в кабине своего самолета, весна 1944г.
Ил-4 - основной самолет Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны
Комэск 1-й АЭ 2-го ГвАПДД А.И.Молодчий (справа) и его штурман С.И.Куликов. Зима 1942-43гг.
Ил-4 готовят к вылету
Несмотря на то, что ДБ-3Ф, как и более ранние модификации ДБ-3 могли поднимать крупнокалиберные бомбы, главным оружием дальних бомбардировщиков этого типа оставались "сотки", подвешивавшиеся во внутренних кассетах.
Подготовка ФАБ-100 перед подвеской в бомбоотсек.
Техперсонал 1-й АЭ 8-го ГвАП АДД готовит к вылету Ил-4
В первых боевых вылетах разведэскадрилья учебного полка монинской академии сочетала стратегическую разведку с нанесением бомбовых ударов. Подвеска бомб под один из ДБ-3Ф.
Подвеска бомб на Ил-4. Слева на переднем плане - ФАБ-1000.
Подвеска бомб ФАБ-1000 под Ил-4
Ил-4 на полевых аэродромах
Ilyushin Il-4.
Летные будни 34-го УАП. Экипаж готовится к вылету. Летчик л-т Кузьмин, радист с-т Грибанов, штурман л-т Грищенко. Лебедин, 1948г.
Экипаж ДБ-3Ф авиации Северного флота перед боевым вылетом.
Экипаж лейтенанта Решетина перед боевым вылетом на самолете Ил-4
Экипаж Ил-4 готовится к боевому вылету. Зима 1943г.
Экипаж ДБ-3Ф из 2-го МТАП готовится к боевому вылету
Лучший экипаж ночников. Командир экипажа капитан Романов, штурман ст. л-т Соловьев. 1943г.
Экипаж ДБ-3Ф уточняет задачу перед ночным вылетом.
Подготовка к буксировке планера Г-11 самолетом Ил-4 перед полетом на партизанский аэродром. Северо-Западный фронт, лето 1943г.
Для авиагруппировки противника, базировавшейся на крымском аэродроме Саки, ночные рейды бомбардировщиков из состава 2-го МТАП прошли отнюдь не безболезненно. ДБ-3Ф ВВС Черноморского флота перед вылетом. Лето 1941г.
Дальние бомбардировщики Ил-4 одного из полков Авиации дальнего действия готовятся к очередному ночному вылету.
Il-4s of an ADD regiment taking-off for a nocturnal bombing attack. Note the extremely worn camouflage finish revealing the riveting underneath.
Гвардейский экипаж уходит на боевое задание
Бомбардировщики Ил-4 были главным оружием полка в годы Великой Отечественной войны
Летом 1944 года данный Ил-4 входил в состав одного из авиаполков Авиации дальнего действия. Дальние бомбардировщики выполняли налеты преимущественно в ночное время, поэтому нижние поверхности крыла и фюзеляжа были окрашены в черный цвет, на патрубки выхлопных коллекторов одеты пламегасители. Часть самолетов ДБ-3 решала транспортные и иные вспомогательные задачи.
An Il-4 of an ADD regiment photographed during an operational mission in the summer of 1944. Note the D/F loop under the starboard side of the navigator’s compartment.
Частью сил, противостоявших нацистам на Кавказе в начале - середине 1943 года, были средние бомбардировщики Ил-4 (на снимке) и истребители Як-1 из состава авиации Черноморского флота. Ил-4 широко использовался для ночных операций.
Один из первых ДБ-3Ф во время испытаний в НИИ ВВС (Бомбардировщик Ил-4 ВВС Северо-Западного фронта, участвовавший в налетах на Финляндию?)
В годы войны дальним бомбардировщикам ДБ-3 и Ил-4 (на снимке) пришлось выполнять не только дальние рейды, но и наносить удары в прифронтовой полосе.
На боевом курсе
Бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3ф) из состава 2-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ на пути к цели
Бомбардировщики 20го МТАП над Таврией, лето-осень 1942г.
ДБ-3Ф сбрасывают ФАБ-100 и ФАБ-250. Хорошо видны открытые створки бомбоотсеков.
Аэродром Ваенга-1. На посадку заходит Ил-4 9-го МТАП, лето 1943г.
Раскапотированный двигатель М-88. Капот типа "Ф" снят.
Мотогондола раннего типа мотора М-88
Обратите внимание на различие капотов двигателей М-88. Слева капот типа "Ф", справа - типа "Б".
Маслорадиаторы на первых серийных ДБ-3Ф
Конструкция створок бомбоотсека ДБ-3Ф ранних серий.
Пламягаситель ГАМ-9.
An ADD Il-4 with a motorcycle and sidecar combination slung beneath the bomb-bay.
Десантная кабина ДК-12 и контейнер для перевозки 45-мм противотанковой пушки.
Сборка самолетов Ил-4 на Иркутском авиазаводе в годы Великой Отечественной войны
Будни авиазаводов.
К началу 1944г. все без исключения Ил-4 1-го ГМТАП были до предела изношенными машинами, что вызвало неоправданные потери среди летного состава.
Ил-4 во время перегонки в Финляндию. Чтобы не сбили свои истребители, самолет поверх камуфляжа окрашен желтой краской.
Трофейные ДБ-3Ф использовались в Люфтваффе в качестве учебных и транспортных машин. Изредка на них выполнялись разведполеты.
Этот трофейный Ил-4 участвовоал в атаках советских авиабаз в марте 1944г.
Три бомбардировщика Ил-4, полученных из немецких трофейных запасов, использовались финскими ВВС против советских войск с конца 1943-го по февраль 1945 года.
One of the four Il-4s acquired from German war booty depots, this aircraft (DF-23) serving with 2/LeLv 48, 3/LeLv 46 and PLeLv 45 in succession until withdrawn on 25 February 1945.
В 1942г. Финляндия получила от Германии 4 трофейных Ил-4. Самолеты получили бортовые коды DF-22 - DF-25 и применялись по прямому назначению до конца войны
Ilyushin Il-4 DF-25 of PLeLv 46 ready for a mission from Kemi in November 1944.