Поликарпов Р-Z
Варианты:
Поликарпов - Р-Z - 1935 - Россия
Страна: Россия
Год: 1935


Двухместный разведчик/легкий бомбардировщик
Описание:
Р-Z
Р-Z
Фотографии

Р-Z

Разведчик, корректировщик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся результатом модернизации самолета Р-5. Спроектирован в КБ завода # 1 (Москва) под руководством Д.С. Маркова и А. А. Скарбова. По сравнению с Р-5, укорочен и видоизменен фюзеляж, уменьшена площадь крыльев, изменено хвостовое оперение, введен полузакрытый фонарь кабины, установлен новый двигатель, усовершенствованы оборудование и вооружение.
Опытный экземпляр Р-Зет (Р5-М34, "изделие 38") испытывался в июле 1935г. В начале 1936 г. на заводе #1 было развернуто серийное производство новых бипланов. Всего изготовлено 1031 экз. (вместе с невооруженными гражданскими П-Зет). Выпуск Р-Зет был прекращен в 1937 г.
Двигатель М-34Н, позднее М-34НА/НБ. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 2x7,62, бомбы до 500 кг.
Первые серии выпускались с обтекателями колес от ССС (от них отказались на машинах выпуска 1937 г.). С осени 1936г. введены съемная верхняя крышка кабины пилота, усиленные стойки центроплана. С начала 1937 г. монтировались усовершенствованные амортизаторы основных стоек шасси и костыля, усовершенствовано бомбардировочное и стрелковое вооружение.
Р-Зет состоял на вооружении в СССР с осени 1936 г., в республиканской Испании - с февраля 1937 г.
Самолет применялся как легкий бомбардировщик и штурмовик в гражданской войне в Испании с марта 1937 г. в основном на второстепенных участках фронта. Многие из поставленных машин дожили до капитуляции республиканцев в 1939 г. Франкисты использовали трофейную технику в колониях, в частности, в Марокко.
В конце 30-х годов Р-Зет являлся основным типом машин в эскадрильях, приданных дивизиям и корпусам сухопутных войск, однако из-за свойственных его конструкции дефектов начал постепенно вытесняться в гражданскую авиацию, где также не нашел широкого применения. Тем не менее, довольно много Р-Зет войсковой авиации участвовало в присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии. Они вели разведку в районах продвижения частей Красной армии. В войне с Финляндией старые бипланы применялись как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики и корректировщики, а иногда и как транспортные самолеты.
В начале Великой Отечественной войны Р-Зет использовался как ближний разведчик и корректировщик (в основном ночью) и самолет связи. С ноября 1941 г. эти машины вошли в состав ночных легкобомбардировочных полков вместе с Р-5 и У-2. Они применялись под Ростовом в ноябре 1941 г., на Западном и Калининском фронтах во время битвы под Москвой. С января 1942 г. один полк воевал на Волховском фронте. Р-Зет использовали и для полетов к партизанам, выброски разведывательных групп в тылу врага. В качестве легких ночных бомбардировщиков устаревшие бипланы служили до середины 1943 г. Как связной и легкий транспортный самолет Р-Зет служил до конца 1944 г.


Р-Зет||
Размах:||15,45 м
Длина:||9,7 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3150 кг
Максимальная скорость:||316 км/ч
Практический потолок:||8700 м
Дальность:||1000 км

Р-Z

Разведчик/легкий бомбардировщик Р-Z, или Р-Зет, был разработан на базе удачного Р-5. Самолет имел новый фюзеляж с увеличенным поперечным сечением и измененным расположением экипажа, пилотскую кабину, закрытую складывающимися стеклянными боковыми панелями. Наблюдатель располагался под фонарем, имевшим неподвижную и сдвигающуюся секции, и открывал последнюю для стрельбы из пулемета ШКАС. Шасси, вертикальное оперение и верхнее крыло имели также измененную конструкцию, на Р-Z был установлен более мощный двигатель М-34Н (затем М-34НВ). Проектирование начато в 1933 году, первый полет состоялся в 1935 году, серийный выпуск завершен в 1937 году. Всего был построен 1031 самолет, многие из них принимали активное участие в боях с японскими войсками на Дальнем Востоке, советско-финской войне 1939-1940 годов и в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев (поставлено 62 самолета, получивших прозвище "Наташа"; захваченные франкистами 36 машин позже использовались в Марокко). Самолеты применялись советскими войсками и в первый период Великой Отечественной войны. Постепенно авиаполки Р-Z были перевооружены на штурмовики Ил-2. Гражданские машины эксплуатировались в "Аэрофлоте" (обозначался П-Z).


Варианты
  
   ПТ: прототип транспортного самолета; разработка прекращена
   П-Z: самолет для "Аэрофлота" (образец 1936 года); предназначался для перевозки почты, двух пассажиров, сидевших лицом друг к другу; часть самолетов - с подкрыльевыми контейнерами для дополнительного груза или почты; оснащался двигателем М-34НБ мощностью 820 л. с.; некоторые самолеты продолжали использоваться до конца Второй мировой войны, часть переоборудовалась из других вариантов, часть - строилась "с нуля"
   Р-ZР: одноместная модификация - рекордный самолет; рекорд высоты -11 100 м (8 мая 1937 года)
   Р-ZШ: один опытный штурмовик с четырьмя дополнительными пулеметами ШКАС, установленными на нижнем крыле


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Р-Z

   Тип: двухместный разведчик/легкий бомбардировщик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный ПД М-34Н мощностью 850 л. с. (634 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 315 км/ч; практический потолок 8700 м; дальность 1000 км
   Масса: пустого снаряженного 2230 кг; максимальная взлетная 3500 кг
   Размеры: размах верхнего крыла 15,50 м, нижнего крыла - 11,60 м; длина 9,72 м; высота 3,60 м; площадь крыльев 42,52 м2
   Вооружение: 7,62-мм пулемет ШКАС и 7,62-мм пулемет ПВ-1 (иногда два ШКАС и один ПВ-1), в штурмовом варианте - еще четыре пулемета ШКАС, плюс до 400 кг бомб
Р-Z из состава 6-го легкобомбардировочного авиаполка.
Р-Z из состава 1-й эскадрильи 20-й легкобомбардировочной авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Аэродром Мадрильехос, март 1937г.
Р-Z из состава 20-й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Лето 1937г.
Р-Z из состава 20й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Район Бруннета, зима 1937-1938гг.
Р-Z из состава 20й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Аэродром Барахос, апрель 1939г.
Самолеты Р-зет в окраске республиканцев и франкистов
Р-Z из состава легкобомбардировочной авиагруппы 2-G-43 ВВС Испании. Аэродром Ларахи, Марокко, лето-осень 1939г.
Р-Зет N 1850 из 59 раэ, пилот - Л.М.Капустин, аэродром Галечки, лето 1938г.
Опытный образец разведчика и легкого бомбардировщика Р-Зет с мотором М-34НБ
Р-Z лейтенанта Гомеса из состава 2-й эскадрильи 20-й авиагруппы. В Испании на Р-5 и Р-Z, в отличие от СБ, камуфляж по непонятной причине не использовался, однако закрашенные следы многочисленных повреждений, исправленных в ходе ремонтных работ, порой придавали весьма причудливый облик, как, например, этой "Наташе". Кстати, обратите внимание: пропеллер и кок окрашены в серебристый цвет. "Двойка" на киле, видимо, желтого или белого цвета.
Р-Z из состава 1-й эскадрильи 20-й авиагруппы легких бомбардировщиков.
Обратите внимание: капот двигателя этого Р-Z был естественного цвета дюраля.
Обратите внимание: республиканские опознавательные знаки - красные полосы - на верхнем крыле этого Р-Z занимали едва-ли не половину его площади. Предположительно лето 1938г.
Р-Z - заправка топливом. Фонарь стрелка полностью сдвинут вперед
Легкие бомбардировщики из состава 30-й авиагруппы на земле (слева) и в небе (справа). Фото сделаны летом-осенью 1937г.
С целью уменьшения вероятности встречи с вражескими истребителями, боевые вылеты легких бомбардировщиков Р-Z часто производились на рассвете или в сумерках.
Р-Z из состава авиагруппы 2-G-43 над Марокканскими просторами. Не прошло и года после окончания Гражданской войны в Испании, как этим бипланам снова пришлось сражаться с марокканцами.
Самолеты Р-Z республиканцев совершали налеты в плотном строю на малой высоте, создавая из пулеметов ШКАС плотный оборонительный огонь.
18 августа 1937 года. Строй Р-Z над Тушинским аэродромом
Перегрузки сначала опробовались на собаках.
Сброс с самолета собаки-диверсанта
Сброс манекена с парашютом ПЛ-3 с самолета P-Зет на испытаниях, сентябрь 1937 г.
Легкий бомбардировщик Р-Зет с четырьмя ампульными кассетами под нижним крылом, НИИ ВВС, декабрь 1936 г.
Лейтенанты Висков и Жигаев на фоне Р-Z, 1938г., МВО
Лейтенант Токсубаев и ст.лейтенант Литвинов, 1938г., МВО
Изучение мотоустановки самолета Р-Z
Высотный вариант Р-Z. Март 1936 года. Центральный аэродром
В.В.Шевченко в кабине самолета Р-Z при подготовке к рекордному полету на высоту. На фюзеляже техник Носиков
Начальник воздушно-десантной службы эскадрильи боевого применения НИИ ВВС старший лейтенант В. Романюк демонстрирует правильную технику покидания задней кабины самолета Р-Зет с парашютом. Обратите внимание, что парашют на нем не боевой, а учебный
Опытный самолет РШ (переделанный из серийного Р-Зет) с мотором М-34ТК с турбонаддувом, лето 1938г.
Мотор АМ-34НФ с двумя турбонагнетателями ТК-1 на испытаниях, март 1938г.
Авария штурмовика Р-Z. Снимок из "аварийного акта".
Оставленные на аэродроме Млынув неисправные самолеты P-Z 27-й корпусной авиаэскадрильи. Хорошо видно, что в результате бомбардировки были уничтожены всего несколько самолетов
Р-Зет выпуска 1937г.
Разведчик Р-Z, 1938г.
Р-Z высотный (Шевченко и Никитина)
П-Z с бортовыми контейнерами