Яковлев Як-9 / Як-9Д
Варианты:
Яковлев - Як-9 / Як-9Д - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Истребитель
Описание:
Як-9 / Як-9Д
Як-9Р
Як-9Р (дальний)
Як-9
Фотографии:

Ч/б фото (70)

Як-9 / Як-9Д

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева в мае 1942 г. Первый полет опытный образец Як-7ДИ совершил 26 июня 1942 г. Як-9 представлял собой облегченный Як-7ДИ без двух бензобаков и с новым козырьком кабины. Серийное производство начато в октябре 1942 г. Выпускался на заводах #153 (Новосибирск), #166 (Омск), #82 (Москва). Всего выпущено 16 769 экз. (из них 14 579 - в годы войны). Состоял на вооружении в СССР с ноября 1942 г., в Болгарии - с октября 1944 г., в Польше - с сентября 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся во время войны:
   - Як-9 с мотором М-105ПФ, вооружение 1x20+1x12,7;
   - Як-9Т с вооружением 1x37+1x12,7 и смещенной вперед кабиной, строился с марта 1943 г.;
   - Як-9Д с дополнительными бензобаками и вооружением 1x20+1x12,7;
   - Як-9ПД, высотный истребитель с мотором М-105ПД или М-106ПД, увеличенные радиаторы, вооружение 1x20;
   - Як-9К с вооружением 1x45+1x12,7, строился с апреля 1944 г.;
   - Як-9Б, истребитель-бомбардировщик с внутренней подвеской 400 кг бомб;
   - Як-9ДД, дальний истребитель с дополнительными бензобаками, вооружение 1x20, смещенная назад кабина, улучшенное радиооборудование (включая РПК), выпускался с мая 1944 г.;
   - Як-9М с мотором М-105ПФ (позднее - М-105ПФ2) с усиленным крылом, смещенной назад кабиной, вооружение 1x20+1x12,7, выпускался с мая 1944 г., облегченный вариант Як-9МПВО с фарой и РПК;
   - Як-9У с мотором М-107А, измененным крылом, фанерной обшивкой (вместо полотняной), улучшенной бронезащитой, вооружение 1x20+2x12,7, серия - с апреля 1944 г., с декабря - новые радиаторы;
   - Як-9УТ с мотором М-107А и вооружением 1x23+2x20, серия - с февраля 1945 г.
Первое боевое применение Як-9 - в декабре 1942 г. под Сталинградом, далее широко использовались на всех фронтах до конца войны, а также в морской авиации. Группа Як-9ДД в августе 1944 г. базировалась в Бари (Италия). Як-9У применялись в Прибалтике с октября 1944 г. Польские части начали действовать на Як-9М и Як-9Т с января 1945 г., сначала в Польше, а затем в северной части Германии. Снят с производства в декабре 1948 г. Находился в эксплуатации в СССР и Польше до начала 1950-х годов. В Югославии находился на вооружении строевых частей до февраля 1950 г.

Як-9Р

Ближний разведчик на базе одноместного истребителя Як-9. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Сконструирован в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева.
Истребитель Як-9 являлся дальнейшим развитием конструкции самолета Як-7. Опытный истребитель Як-7ДИ совершил первый полет 26 июня 1942 г. Истребители Як-9 выпускались серийно с октября 1942 г. Они применялись на фронте с декабря 1942 г. Головной серийный Як-9Р в варианте ближнего разведчика с фотоаппаратом АФА-И вышел на государственные испытания 21 сентября 1943 г.
Як-9Р серийно строились с лета 1943 г. заводами # 166 (Омск), # 301 (Москва), а также переделывались на фронте из обычных Як-9 полевыми авиамастерскими. Всего было изготовлено и переделано около 100 самолетов.
Двигатель М-105ПФ. Экипаж самолета - 1 чел. Вооружение 1x20+1x12,7.
Разведчики Як-9Р начали применяться на фронте в сентябре - октябре 1943 г. на Украине, а позднее - по всему советско-германскому фронту. В августе 1945 г. они использовались в боевых действиях против японских войск в Манчжурии.
Производство прекращено в декабре 1946 г.


Як-9Р||
Размах:||8,5 м
Длина:||9,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2890 кг
Максимальная скорость:||598 км/ч
Практический потолок:||10750 м

Як-9Р (дальний)

Дальний разведчик на базе истребителя Як-9Д. Одномоторный моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Экипаж - 1 чел.
Истребитель Як-9, являвшийся дальнейшим развитием конструкции Як-7, был спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева и серийно строился с октября 1942 г. Его модификация Як-9Д с увеличенным запасом горючего серийно выпускалась с марта 1943 г. Переделку Як-9Д в разведчик впервые выполнили на заводе №166 в Омске. Там же в июне - августе 1943 г. была выпущена серия дальних разведчиков Як-9Р. Всего построено 35 экз.
Самолет состоял на вооружении только в Советском Союзе - с сентября 1943 г. (с начала войсковых испытаний).
Двигатель М-105ПФ (ВК-105ПФ). Вооружение 1x20 или 1x20+1x12,7.
С сентября 1943 г. Як-9Р начали проходить войсковые испытания на фронте на Украине. Самолеты использовались для разведки объектов, плотно прикрывавшихся зенитной артиллерией и истребителями противника. После успешного завершения войсковых испытаний Як-9Р состояли на вооружении одного из дальнеразведывательных полков. Ставки ВГК и применялись на Украине, в Польше и других районах.


Як-9Р||
Размах:||9,74 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1260 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3082 кг
Максимальная скорость:||598 км/ч
Практический потолок:||9600 м

Як-9

Як-9, являвшийся дальнейшим развитием опытного Як-7ДИ, отличался от предшественника уменьшенным запасом топлива, новым крылом с металлическими лонжеронами вместо деревянных и рядом других доработок. На серийном варианте, выпуск которого начался в октябре 1942 года, ввели убирающуюся хвостовую стойку шасси.
   Поставки ВВС начались в конце осени 1942 года, а уже в декабре истребитель участвовал в контрнаступлении под Сталинградом. Як-9 имел 22 основных варианта, 15 из которых строились серийно. Одного только вооружения было семь типов, включая все авиационные пушки, выпускавшиеся в СССР. К 1943 году были разработаны варианты, позволившие раскрыть потенциал машины и использовать ее в качестве легкого бомбардировщика, самолета для борьбы с танками и истребителя сопровождения.
<...>
   Як-9 стал самым массовым советским истребителем. Когда в 1948 году завершилось серийное производство, было построено рекордное количество самолетов - 16 769 штук. В послевоенные годы помимо ВВС СССР Як-9 состояли на вооружении Болгарии, Польши и Югославии.


Варианты

   Як-9: прототип и первый серийный вариант; выпускался с октября 1942 года; вооружен одной 20-мм мотор-пушкой ШВАК и одним (левым) 12,7-мм синхронным пулеметом УБС
   Як-9Д (дальний): дальний истребитель с увеличенным запасом топлива (дальность 1360 км); двигатель М-105ПФ-3; на вооружении с лета 1943 года
   Як-9Б (бомбардировочный): истребитель-бомбардировщик; в отсеке за кабиной могли разместиться четыре 100-кг бомбы ФАБ-100 или контейнер со 128 противотанковыми бомбами ПТАБ
   Як-9ДД (дальнего действия): истребитель сопровождения с увеличенным, по сравнению с Як-9Д, запасом топлива; дальность полета превышала 1800 км; использовался для сопровождения американских бомбардировщиков, совершавших челночные (из Полтавы в Бари) рейды на нефтепромыслы в Румынии; группа из 12 машин базировалась в итальянском Бари, оказывая помощь югославским партизанам
   Як-9Р: разведывательный вариант с фотооборудованием
<...>
Опытный истребитель Як-7ДИ на испытаниях. Лето 1942г.
Опытный истребитель Як-7ДИ на Госиспытаниях. Август 1942г.
Четвертый серийный Як-9 на контрольных испытаниях. Октябрь 1942г.
Новые Як-9 покидают авиационный завод
Истребитель Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС. 1943г.
Первый серийный истребитель Як-9ДД. Июнь 1944г.
Як-9
Як-9 - самый массовый советский истребитель времен Великой Отечественной войны
Як-9 на аэродроме в Швейцарии
Истребитель Як-9Д из состава 236-й ИАД
Як-9 с британскими кокардами
Як-9 в выставочном зале БНТ ЦАГИ
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Истребители Як-9 - самые массовые самолеты-истребители ВВС РККА
Полевой аэродром базирования 43-го ИАП совхоз “Табачный”, май 1944 г.
Специальная группа Як-9ДД на аэродроме НИИ ВВС во время подготовки к отправке на авиабазу союзников в итальянском г. Бари. Лето 1944г.
Истребители Як-9, построенные на средства артистов. Малого театра Москвы.
Одна эскадрилья 130-й ИАД была вооружена Як-9Б, построенными на средства артистов Малого театра
Як-9Д Героя Советского Союза командира 6-го ГИАП Черноморского флота подполковника М.В.Авдеева. На киле истребителя изображены 15 звездочек, символизирующих личные воздушные победы этого летчика.
Вручение самолета Як-9Д N 38 А.И.Выборнову 2 сентября 1944г.
А.И.Выборнов у своего самолета.
А.И.Выборнов в кабине своего самолета.
Гв.л-т И.С.Пашаев на крыле Як-9, построенного на средства киевлян
Е.Г.Пепеляев у своего Як-9. Аэродром Лазарево, 1945г.
Як-9 А.С.Романенко с именем М.М.Расковой на борту
Г.А.Шадрин возле истребителя Як-9 с его "традиционным" номером "100" и отметками воздушных побед, 1944г.
Дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин у истребителя Як-9
Освоение новой техники (самолетов Як-9)
Степан Микоян на фоне истребителей Як-9, 1944 г
Василий Сталин после воздушного боя на самолёте «За Володю»
Летчики 32-го гвардейского (бывшего 434-го) ИАП у самолета Як-9 с надписью "За Володю", сделанной в память о погибшем в воздушном бою Владимире Анастасовиче Микояне, март 1943г.
Второй командир «Нормандии» майор Пьер Пуйяд с советскими техниками на фоне Як-9. Осень 1943 г.
Французский пилот Марсель Альбер (в центре) и двое механиков у истребителя Як-9.
Марсель Альбер (в центре) с техниками своего самолета, СССР, 1943 год. В этот период Альбер командовал 1-й эскадрильей полка "Нормандия".
Як-9 комэска Марселя Альбера и учебный Як-7В. Ноябрь 1944г.
Истребители Як-9 полка «Нормандия». Смоленское направление, осень 1943 г.
Проверка давления в гидросистеме выпуска-уборки шасси истребителя Як-9 149-го ИАП.
Оружейник осматривает пулеметы Як-9
Старшина В.Романов снаряжает бортовое оружие Як-9
Штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9 ВВС Монголии.
Заправка истребителей Як-9
Истребители Як-7 и Як-9 ВВС КБФ на аэродроме под Ленинградом, лето 1943г.
Серийный Як-9 во время облета в районе новосибирского завода N 153
Истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ
Одна из самых знаменитых военных фотографий Як-9: на первом плане самолет Героя Советского Союза М. И. Гриба из 6-го Гвардейского Краснознаменного ИАП авиации Черноморского флота. Снимок сделан весной 1944 года в Крыму.
В воздухе "Яки" 6-го ГИАП
В полете истребители Як-9. Именно Ла-5 и Як-9 являлись основными истребителями наших ВВС в годы Великой Отечественной войны
Истребители Як-9Д из 6-го гвардейского авиаполка ВВС Черноморского флота, июнь 1944 г.
Як-9Д из состава 6-го Гв. ИАП ВВС ЧФ. Истребитель с бортовым N 22 принадлежит Герою Советского Союза старшему лейтенанту М.Грибу, а с N 31 - лейтенанту В.Воронову. Хорошо видно, что створки задней стойки шасси не закрыты, что самым негативным образом сказывается на скоростные характеристики истребителей.
На этом снимке, сделанном в мае 1944 года над Крымом, на носу ближнего к нам самолета Як-9 изображен гвардейский знак (слева) и орден Красного Знамени (справа). В кабине-летчик М. В. Андреев.
Опытный Як-9П (первый с этим названием). Апрель 1943г.
Як-9Р
Ближний разведчик Як-9Р
Як-9 с двигателем М-106 внешне ничем не отличался от самолетов со "сто пятыми" моторами
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б
Як-9Б выполняет бомбометание. Самолет мог нести до четырех 10-кг ФАБ-100 или более сотни мелких осколочных и противотанковых бомб.
Сброс 100-кг бомбы и 128 противотанковых кумулятивных 2,5-кг бомб во время испытаний Як-9Б
Сброс ПТАБ с самолета Як-9Б
Бомбовая кассета для самолета Як-9Б
Выхлопные патрубки двигателя, воздухозаборники масло- и водорадиаторов, створка водорадиатора
Хвостовая опора шасси
Левая основная опора шасси и ее ниша
Цех по изготовлению крыльев Як-9Д