Яковлев Як-9Т / Як-9М
Варианты:
Яковлев - Як-9Т / Як-9М - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Истребитель
Описание:
Як-9Т / Як-9М
Як-9
Фотографии

Як-9Т / Як-9М

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева в мае 1942 г. Первый полет опытный образец Як-7ДИ совершил 26 июня 1942 г. Як-9 представлял собой облегченный Як-7ДИ без двух бензобаков и с новым козырьком кабины. Серийное производство начато в октябре 1942 г. Выпускался на заводах #153 (Новосибирск), #166 (Омск), #82 (Москва). Всего выпущено 16 769 экз. (из них 14 579 - в годы войны). Состоял на вооружении в СССР с ноября 1942 г., в Болгарии - с октября 1944 г., в Польше - с сентября 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся во время войны:
   - Як-9 с мотором М-105ПФ, вооружение 1x20+1x12,7;
   - Як-9Т с вооружением 1x37+1x12,7 и смещенной вперед кабиной, строился с марта 1943 г.;
   - Як-9Д с дополнительными бензобаками и вооружением 1x20+1x12,7;
   - Як-9ПД, высотный истребитель с мотором М-105ПД или М-106ПД, увеличенные радиаторы, вооружение 1x20;
   - Як-9К с вооружением 1x45+1x12,7, строился с апреля 1944 г.;
   - Як-9Б, истребитель-бомбардировщик с внутренней подвеской 400 кг бомб;
   - Як-9ДД, дальний истребитель с дополнительными бензобаками, вооружение 1x20, смещенная назад кабина, улучшенное радиооборудование (включая РПК), выпускался с мая 1944 г.;
   - Як-9М с мотором М-105ПФ (позднее - М-105ПФ2) с усиленным крылом, смещенной назад кабиной, вооружение 1x20+1x12,7, выпускался с мая 1944 г., облегченный вариант Як-9МПВО с фарой и РПК;
   - Як-9У с мотором М-107А, измененным крылом, фанерной обшивкой (вместо полотняной), улучшенной бронезащитой, вооружение 1x20+2x12,7, серия - с апреля 1944 г., с декабря - новые радиаторы;
   - Як-9УТ с мотором М-107А и вооружением 1x23+2x20, серия - с февраля 1945 г.
Первое боевое применение Як-9 - в декабре 1942 г. под Сталинградом, далее широко использовались на всех фронтах до конца войны, а также в морской авиации. Группа Як-9ДД в августе 1944 г. базировалась в Бари (Италия). Як-9У применялись в Прибалтике с октября 1944 г. Польские части начали действовать на Як-9М и Як-9Т с января 1945 г., сначала в Польше, а затем в северной части Германии. Снят с производства в декабре 1948 г. Находился в эксплуатации в СССР и Польше до начала 1950-х годов. В Югославии находился на вооружении строевых частей до февраля 1950 г.


Як-9М||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1x1180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3095 кг
Максимальная скорость:||573 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||950 км

Як-9

Як-9, являвшийся дальнейшим развитием опытного Як-7ДИ, отличался от предшественника уменьшенным запасом топлива, новым крылом с металлическими лонжеронами вместо деревянных и рядом других доработок. На серийном варианте, выпуск которого начался в октябре 1942 года, ввели убирающуюся хвостовую стойку шасси.
   Поставки ВВС начались в конце осени 1942 года, а уже в декабре истребитель участвовал в контрнаступлении под Сталинградом. Як-9 имел 22 основных варианта, 15 из которых строились серийно. Одного только вооружения было семь типов, включая все авиационные пушки, выпускавшиеся в СССР. К 1943 году были разработаны варианты, позволившие раскрыть потенциал машины и использовать ее в качестве легкого бомбардировщика, самолета для борьбы с танками и истребителя сопровождения.
<...>
   Як-9 стал самым массовым советским истребителем. Когда в 1948 году завершилось серийное производство, было построено рекордное количество самолетов - 16 769 штук. В послевоенные годы помимо ВВС СССР Як-9 состояли на вооружении Болгарии, Польши и Югославии.


Варианты

<...>
   Як-9М (модифицированный): самый массовый вариант (построено 4239) с вооружением из одной пушки и двух 12,7-мм пулеметов УБС
   Як-9Т (танковый): вооружен 37-мм пушкой 11П-37 (впоследствии НС-37) и одним пулеметом; на вооружении с лета 1943 года
   Як-9К (крупнокалиберный): строился малой серией; на вооружении с лета 1944 года; вооружен 45-мм пушкой НС-45 и пулемет УБС
<...>
Як-9Т командира эскадрильи 149 ИАП 323 ИАД ст.л-та Арсения Морозова. Красный нос самолета - отличительный признак 8 ИАК. Летчик погиб на этом самолете 24 июля 1944г. во время Бобруйской операции.
Як-9 149-го ИАП на аэродроме Ямбол, лето 1944г.
Як-9Т лейтенанта Анатолия Кибкалова. 163-й ИАП, аэродром Калпна, Курская Дуга, лето 1943г. Примерно так выглядел его истребитель в один из дней охоты за немецким "Яком".
Як-9Т Героя Советского Союза ст.л-та А.И.Выборнова из 728-го ИАП 256-й ИАД. Осень 1944г.
Як-9Т старшего лейтенанта А. И. Выборнова. В конце 1944 года старший лейтенант А. И. Выборнов из 728-го ИАП 256-й ИАД сражался над Южной Польшей на вооруженном 37-мм пушкой истребителе Як-9Т. На нем летчик сбил 19 самолетов противника. А всего он одержал 23 воздушные победы, из них четыре - на Як-7Б. В 1958 году он стал командиром истребительной авиадивизии. В звании генерал-майора в 1967 году А. И. Выборное был направлен военным советником в Египет, где лично совершил 12 боевых вылетов и принимал участие в боях с самолетами ВВС Израиля. Вышел в отставку в 1980 году.
Як-9Т (борт N 9), на котором Иван Попов участвовал в освобождении Крыма.
Реконструкция внешнего вида Як-9Т (борт. N 12) Ивана Попова по воспоминаниям ветеранов 812-го полка по состоянию на осень 1944г.
Як-9Т из состава 3-го ИАК. Район Курска, лето 1943г. Самолет несет опознавательные знаки раннего периода войны
Як-9Т штурмана 812-го ИАП капитана Ивана Попова. 8-я воздушная армия, Южный фронт, сентябрь 1943г.
Як-9Т командира 3-й эскадрильи 812-го ИАП лейтенанта Алексея Машенкина. 8-я воздушная армия, Южный фронт, сентябрь 1943г.
Як-9Т л-та Петра Пескарева из 812-го ИАП. Самолет сбит 12.04.1944г., летчик погиб
Як-9Т су-лейтенанта Жозефа Риссо, Тула, весна 1944г.
Як-9Т к-на Марселя Лефевра из авиаполка "Нормандия", лето 1944г.
Як-9Т л-та Марселя Лефевра, март 1944г.
Як-9Т м-ра Пьера Пуйяда, май 1944г.
Истребитель Як-9М командира 777-го иап Ф.Н.Черемухина, лето 1945г.
Як-9М, на котором Виктор Марьин воевал в 1945 году
Як-9М капитана Влодимежа Боева, повредившего вражеский бомбардировщик He111 в воздушном бою 20 января 1945г.
Первый опытный Як-9Т на испытаниях в НИИ ВВС. Зима 1943г.
Як-9Т на испытаниях в ЛИИ. Весна 1943г.
Опытный Як-9Т на испытаниях.
Истребитель Як-9т с пушкой НС-37
Серийный Як-9Т
Як-9Т с 37-мм пушкой
Як-9Т летчика полка "Нормандия" Героя Советского Союза маркиза Ролана де ла Пуапа. Лето 1944г.
Один из Як-9Т полка «Нормандия». Весна 1944 г.
Братья Рене и Морис Шалль на фоне Як-9Т. Именно Морис Шалль 29 мая 1944 г. по ошибке сбил Ла-5 ст. лейтенанта В. Архипова. Весна 1944 г.
Як-9Т на одном из заполярных аэродромов. 1944г.
Бортовой "шеврон" очень редко встречался на советских машинах: звено Як-9Т 149-го ИАП на аэродроме Ямбол перед боевым вылетом, лето 1944г.
Группа Як-9Т на промежуточном аэродроме во время перегонки на фронт. 1944г.
Первый опытный Як-9К на испытаниях в НИИ ВВС. Начало 1944г.
Истребитель Як-9к с пушкой НС-45
Этот Як-9К эксплуатировался в 3-м истребительном авиакорпусе
Опытный Як-9С на испытаниях в НИИ ВВС. 1945г.
Командир 3-й эскадрильи 812-го ИАП обаятельный лейтенант Алексей Машенкин. На борту его Як-9Т (борт. N 48) шесть победных звездочек (последнюю он прикрывает рукой). Фотография сделана, судя по всему, незадолго до рокового для советского аса воздушного боя, произошедшего 25 сентября 1943г., когда он был сбит над районом Щербаковки и попал в плен.
Герой Советского Союза Ф.И.Шинкаренко у Як-9Т. Пушка этого самолета оснащена нестандартным дульным тормозом
Герой Советского Союза к-н А.Д.Осадчиев после боевого вылета на Истенбург
Майор Ф.Н.Черемухин в кабине своего самолета.
В.А.Марьин у своего истребителя Як-9М с надписью "Водрузим знамя победы над Берлином!"
Як-9М из 16-го ИАП ВВС Болгарии
Схема установки пушки НС-37 в моторе самолета Як-9
Як-9М
Як-9Т с 37-мм пушкой