Messerschmitt Bf.109F
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
Страна: Германия
Год: 1940


Истребитель
Описание:
Bf.109F
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Ч/б фото (94)

Bf.109F

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109F: серийный вариант; подварианты обозначались от F-0 до F-6, оснащались моторами DB 601N или DB 601E, различным вооружением и отличались конструкционными изменениями, направленными на повышение высотности
   Bf 109H: высотный вариант Bf 109F с увеличенным на 2 м размахом крыла, строился в ограниченном количестве; Bf 109H-0 оснащен двигателем DB 601E, Bf 109H-1 - мотором DB 605A
<...>
На четвертом прототипе Bf 109F, V24, ввели обтекаемый капот и установили большой кок винта. Установленная в развале цилиндров двигателя пушка, отсутствовавшая у Bf 109E, стала стандартным вооружением для всех последующих модификаций Bf 109.
Bf.109F-1
Немецкий истребитель Bf 109F в воздухе заметно отличался от предыдущей модели Bf 109E. Поэтому наши летчики часто называли Bf 109F мифическим He 113. Интересно, что немцы также называли наш МиГ-3 не иначе как И-18
Один из первых серийных Bf-109F-1 - самолет Вернера Мельдерса, октябрь 1940г.
Bf 109F-1 командира 51-й эскадры Люфтваффе подполковника Мельдерса. На руле поворота нанесены отметки о 72 воздушных победах
Командир JG51 и лучший на тот момент ас Люфтваффе Вернер Мельдерс в кабине своего Bf109F-1. 22 июня в бою с самолетами 130-го СБАП он заявил три сбитых СБ
Ранние Bf 109F отличались скругленными законцовками крыла и угловатой формой ниш шасси. На пикировании Bf 109F превосходили по скорости британские истребители Spitfire Mk V.
A close-up view of Bf 109F-1 ES906, captured near Dover on July 10, 1941. This aircraft was lost in a crash at Fowlmere on October 20, 1941 after the pilot was overcome by fumes. The narrow-track undercarriage legs and splayed-out wheels are very apparent in this view.
Трофейный Bf 109F-1, ранее служивший в JG51, на испытаниях в НИИ ВВС РККА, декабрь 1941г.
На самолетах Bf 109F первой серии устанавливался двигатель DB 601N, работавший на высокооктановом горючем. Появление "Friedrich" было с радостью встречено на фронтах, особенно во Франции, где Люфтваффе оказалось лицом к лицу с хорошо экипированными британскими RAF (Royal Air Force). Bf 109F и Spitfire Mk V были приблизительно равны по силам - именно эти два истребителя вели основные сражения в небе над Ла-Маншем.
Bf.109F-2
Изображенные самолеты Bf109F-2 сфотографированы еще до передачи заказчику. Хорошо видны стабилизаторы без подкосов и убираемое хвостовое колесо, характерные для данной модификации Bf 109. Новый вариант Bf109 и новая тактика позволили германским летчикам успешно противостоять действиям Королевских ВВС.
Bf 109F-2 из состава 53-й истребительной эскадры в воздухе, лето 1941г.
Pictures were taken on July 14, 1941 on the occasion Priller’s 40th victory - a Spitfire V of No 72 Squadron (the pilot, Sgt W. M. Lamberton, baled out). The photographs were taken on an airfield near the Channel coast. The aircraft is a Bf 109F-2 and at the time Priller was Staffelkapitan of I./JG 26. The photograph’s original caption reads: “Oberleutnant Priller has just achieved his 40th victory. He drinks a glass of champagne with his faithful groundcrew".
В кабине Bf 109F-2 оберфельдфебель Генрих Хофмайер, заявивший 22 июня 1941 года четыре победы над СБ в одном бою
Самолет Bf.109F Роберта Олейника
Bf 109F-2 командира I/JG 3 капитана фон Гана
Bf 109F-2 лейтенанта Юргена Хардера из II/JG53 на только что захваченном аэродроме "подскока" Соболево. Снимок сделан 22 июня 1941г., в первый день операции "План Барбаросса". Тогда лейтенант Хардер одержал свою первую воздушную победу.
Bf 109F-2 майора Траутлофта, подбитый стрелком СБ из 40-го СБАП. Снимок сделан после ремонта
Bf 109F-2 хауптмана Хайнца Бретнюнца, командира II/JG53 Франция, весна 1941г.
Bf 109F-2 фельдфебеля Вернера Билефальдта из 7/JG53, аэродром Бобруйск, 11 июля 1941г.
Bf 109F-2 унтер-офицера Нойхоффа из 7-й эскадрильи 53-й истребительной эскадры
Bf109F-2 из 6 штаффеля второй группы JG52 на полевом аэродроме, лето 1941 г.
Bf 109F-2 из Stab.II/JG 54 рядом с И-16 на захваченном советском аэродроме под Двинском, конец июня 1941г.
Командир "Голубой эскадрильи" 2-го состава капитан Мануэль Бенгочеа (предположительно) у своего Bf 109F-2
Захваченный советскими войсками 20 июля 1941 г. Bf 109F-2 выставлен на площади в Ленинграде, август 1941 г.
Bf.109F-4
Один из первых Bf 109F-4, поступивших на фронт 15 июля 1941г. - самолет командира JG 52 майора Траубенбаха
Конструкторская мысль противника не стояла на месте, а промышленность Третьего Рейха еще зимой 1941-1942гг. смогла заменить в истребительных эскадрах Люфтваффе все оставшиеся Bf109E-4 и E-7 на более мощные Bf109F-4, которые появились на Восточном фронте еще в августе 1941г.
Bf-109F-4 фельдфебеля Мюллера с эмблемой на борту и многочисленными "абшуссенбалками" на руле поворота
Bf 109F-4 6-го отряда 5-й истребительной эскадры на аэродроме "Хебуктен", лето 1942г.
"Мессершмитт" выруливает на взлет по залитому талыми водами аэродрому "Алакуртти", апрель 1942г.
Bf109F-4 из штаба III/JG77, лето 1941 г., Молдавия
Самый опасный враг - Мессершмитт Bf109F-4 из III/JG77, лето 1941г.
Bf 109F-4 из 6-й эскадрильи JG 5.
Венгрия, один из наиболее преданных союзников Германии, получила крупную партию Bf 109F-4 (на снимке) в октябре 1942 года. В начале 1943 года венгерским ВВС были переданы истребители Bf 109G-2, а в 1944 году - Bf 109G-6. Оснащенные ими девять эскадрилий воевали плечом к плечу с Люфтваффе на советско-германском фронте, но после того, как союзники начали налеты на Венгрию с баз в Италии, вошли в состав сил ПВО страны. Часть венгерских летчиков воевала на стороне Германии до окончания Второй мировой войны.
После вынужденной посадки на побережье в Сассексе в мае 1942 года, этот Bf 109F-4/B попал в 1426-ю (Enemy Aircraft) эскадрилью RAF. Получив серийный номер RAF NN644, машина сохранила свою оригинальную окраску.
Данный Bf 109F-4 был захвачен советскими солдатами и подарен американским летчикам. Самолет прибыл в Райт-филд в марте 7943 года.
Италия. Две эскадрильи итальянских ВВС получили Bf 109F-4 в начале 1943 года, затем последовали Bf 109G-6. После того, как Италия была оккупирована немецкими войсками,часть итальянских летчиков перешла на сторону Германии. Из них сформировали подразделение, получившее в сентябре 1944 года эскадрилью Bf 109G-6, а в январе 1945 года - эскадрилью Bf 109G-10.
Bf 109F-4/Trop
Bf 109F-4/R1 с подкрыльевыми 15-мм пушками MG 151
Над Средиземным морем разведчик Bf 109F-4/R8 - единственный экземпляр
Bf 109F-4/Z, июль 1942г., Франция. Виден подфюзеляжный бомбодержатель
Bf 109F-4/B из 10. (Jabo)/JG 26, подготовленный к действиям над Ла-Маншем. На подфюзеляжном держателе самолет несет бомбу SC 250. Эскадрильи истребителей-бомбардировщиков (Jabostaffeln) специализировались в нанесении внезапных ударов с малых высот по судам и объектам на берегу.
 
В Средиземноморье Bf 109F также выполняли разведывательные полеты. На снимке: оснащенные фотоаппаратами Bf 109F-4 из 1-й дальней разведзекадрильи 122-й группы, которая базировалась на Сицилии. Кабины этих Bf 109F-4, приспособленных для ведения тактической разведки (Bf 109F-5 ?), защищены от солнца тентами. Небольшие трубки позади подфюзеляжного окна фотокамеры предназначены для отвода масла, чтобы не загрязнять объектив.
II./JG 27 после участия в нападении на Советский Союз была переброшена в Северную Африку, где начала службу в октябре 1941 года. Самолеты на снимке принадлежали 5-й эскадрилье.
Большинство вылетов Bf 109 совершали днем, однако этот самолет хорошо зарекомендовал себя и как ночной истребитель. На фотографии изображен самолет Bf 109F из II группы 54-го полка истребительной авиации (II./JG 54), принимавший участие в военных действиях на Восточном фронте.
Me-109F капитана Ганса Филиппа из 54-й эскадры, украшенный по поводу 100-й воздушной победы немецкого аса. Аэродром Красногвардейск, 31 марта 1942г.
Еще один снимок "Мессершмиттов" из 54-й эскадры в характерном "чешуйчатом" камуфляже.
Летчики 43-го ИАП у самолета Адальберта Куна, совершившего посадку на территории, контролируемой войсками 21-й Армии. Один из двух «мессершмиттов», совершивших посадку на нашей территории 29 мая 1942 г. На плоскости стоит ст. л-т. И. И. Кобылецкий, в кабине - командир полка п/пк Н.Т. Сюсюкалов
Передача трофейного Bf 109F в строевую часть для использования на фронте, 1942 г.
Советские летчики и механики осматривают "Мессершмитт" Bf 109F, приземлившийся из-за ошибки пилота на аэродроме 127-го ИАП под Сталинградом в конце 1942 года
Инженер полка В.И.Алексеенко (слева) у трофейного Bf.109
Bf 109F №9209 на испытаниях
Bf 109F, "Белый 1", принадлежал командиру 7-й эскадрильи 2-й истребительной эскадры "Richthofen" Эгону Майеру, лето 1941 года. На антенне виден знак комэска - символ эскадрильи в миниатюре.
Немецкие механики у истребителя "Мессершмитт" Bf 109F из 54-й эскадры - одного из наиболее результативных подразделений Люфтваффе на Восточном фронте.
"Мессершмитт" Bf 109F из группы III/JG77 на аэродроме "Сарабуз", 1941г.
Жаркое лето 1942 года
«Перевернутый» двигатель с нижним расположением вала воздушного винта вынудил конструкторов «Стодевятого» оснастить самолет достаточно длинными основными стойками шасси. В противном случае винт на взлете задевал бы землю
Техническое обслуживание Bf 109F из JG 3 на аэродроме Белая Церковь
10 и 11 июля летчики JG 53 заявили о 24 советских самолетах, сбитых под Киевом
Bf 109F, он же "Фридрих", на заснеженном аэродроме где-то в России зимой 1941-42 годов. К началу войны такие машины составляли более половины от общей численности германской истребительной авиации, сосредоточенной у границ Советского Союза
Пилот счищает снег со своего самолета. Восточный фронт, зима 1941-1942 годов. Bf 109F были основными истребителями Люфтваффе во время нападения на СССР, которые нанесли серьезный урон советским ВВС.
Подвеска 50-килограммовых бомб под Me-109F из 54-й эскадры "Зеленое сердце". Аэродром Смверская, весна 1942г.
"Мессершмитт" Bf 109F из эскадры "Эдельвейс" на заполярном аэродроме в Норвегии
Истребители Bf 109F на заснеженном аэродроме где-то в Советском Союзе. Скорее всего, фотография сделана зимой 1941-1942 годов.
Самолет, принадлежащий 4./ZG 26, совершает посадку на одном из аэродромов на северном участке советско-германского фронта, осень 1941 года. Обратите внимание - на самолете отсутствуют "желтая лента" ТВД и код эскадры (3U), но видны значки побед. На земле стоят Bf 109F из состава II./JG 54.
"Мессершмитт" из 54-й эскадры выкатывают с летного поля после возвращения из боя. Прибалтика, лето 1941г.
"Мессершмитты" из группы II.JG53. Снимок сделан 20 июня 1941 года на аэродроме Нейзиндель в Восточной Пруссии. Самолеты ремонтируют перед началом войны
Самолеты 3.JG51 на летном поле аэродрома Стара Весь
Хвостовое оперение Bf 109 из JG 52 с отметками побед.
Рейхсмаршал Геринг и оберст-лейтенант Галланд около самолета Bf 109F. После 69 побед летчик получил Мечи к Рыцарскому кресту, а сбитый 8 ноября 1941 года Spitfire довел их число до 94. В итоге, два месяца спустя после назначения командующим истребительной авиацией Галланд получил Бриллианты к Рыцарскому кресту.
Bf 109F капитана Рейнхарда Зейлера. Снимок сделан не раньше 15 августа 1941 года, когда на счету этого летчика была 21 воздушная победа
Ф. Людек (слева) и обломки его Bf 109F, сбитого 24 января 1943 г. Внизу - подпись Ячменева в альбоме
Оберлейтенант Зегатц в кабине своего "Мессершмитта" и эмблемы, нарисованные на борту его самолета
Пилот JG 5 лейтенант Вайссенбергер в кабине своего Bf 109F.
Ганс-Иохим Марсейль в кабине Bf 109
Беззаботный Марсель показывает на пробоину (вероятно, от шрапнели) на одном из своих первых Bf 109E-7 Trop (обратите внимание на тропический фильтр и эмблему I./JG 27).
Командир 54-й истребительной эскадры Люфтваффе майор Траутлофт в кабине своего Bf 109F
Командир 3.JG51 старший лейтенант Генрих Крафт возле своего самолета. 22 июня он заявил три победы над советскими бомбардировщиками
Капитан Рейнхард Зейлер из штаба истребительной группы I JG54. В первом бою с советскими бомбардировщиками он заявил три победы. Цилиндр на борту его "Мессершмитта" - эмблема еще со времен войны в Испании.
The author leaving the cockpit of a Bf 109F after scoring his 20th and 21st kills on July 2, 1941. At this time Olejnik commanded the 1st Staffel JG3.
Лейтенант Вальтер Крупински и оберфельдфебель Эрнст Куасиновский с у самолета Крупински. Оберлейтенант Эрнст Куасиновский погиб 11 июня 1942 г., одержав к тому моменту 19 побед, из них 4 в Испании
Лейтенант Вальтер Крупински и оберфельдфебель Эрнст Куасиновский, возможно спиной к фотографу стоят унтер-офицер Хельмут Рампфель и лейтенант Зигфрид Канцлер. Фельдфебель Хельмут Рампфель погиб 15 марта 1942 г., на его счету было 9 побед
Истребители эскадры JG 3 действовали с аэродромного узла Белая Церковь очень эффективно
Опытный самолет Bf 109V23
ТРЕХКОЛЕСНОЕ ШАССИ. На этом Bf 109F испытывали трехколесное шасси, разработанное для Messerschmitt Me 309, которым планировалось заменить самолеты Bf 109.
Опытный Bf 109V-31 - свидетельство того, что проблемой шасси на фирме Мессершмитта были озабочены достаточно сильно. Обратите также внимание на появившиеся подкосы стоек шасси
Опытный самолет Bf 109V31
РАДИАТОР ПОД ФЮЗЕЛЯЖЕМ. На этом Bf 109F проходили испытание другие приспособления для Me 309 - съемный радиатор под фюзеляжем и убирающееся основное ширококолейное шасси.
ДВИГАТЕЛЬ BMW. Все боевые Bf 109 оснащались однорядными двигателями Jumo или Daimler-Benz, но на этом Bf 109F установили радиальный двигатель BMW801 с самолета Focke-Wulf Fw 190.
РАКЕТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Этот Bf 109F использовался для испытаний ракет RZ 65, которые предполагалось использовать для атак наземных целей или бомбардировщиков противника.
Составной самолет "Мистель" - трофей советских войск
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера или начиненного взрывчаткой бомбардировщика (фото).
Бензиновый бак Bf.109
Дюралевая бронестенка, защищающая бензобак. Слева - установленная в фюзеляже; справа - после испытаний на обстрел (вид со стороны бензобака).