Morane-Saulnier MS.405/406/410C1
Варианты:
Morane-Saulnier - MS.405/406/410C1 - 1935 - Франция
Страна: Франция
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
MS.405/406/410C1
Morane-Saulnier MS.406
Morane-Saulnier MS.410, MS.411 и MS.412
Фотографии

MS.405/406/410C1

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым костылем. Спроектирован в КБ фирмы "Моран-Солнье" под руководством М.Готье. Первый полет опытный образец MS.405-01 совершил 22 декабря 1935 г. Серийное производство модификации MS.406C1 началось на заводе объединения SNCAO в Нанте в январе 1939 г. Самолет строился также по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции выпущено 1074 истребителя этого семейства.
Состоял на вооружении во Франции с февраля 1939 г., в Финляндии - с декабря 1939 г., в Хорватии - с декабря 1942 г.
Основные серийные модификации:
   - MS.406 с мотором HS12Y31, вооружение 1x20+2x7,5;
   - MS.410 - переделка MS.406 под вооружение 1x20+4x7,5, подвесные бензобаки, неубирающийся радиатор, хвостовое колесо вместо костыля.
В Финляндии часть самолетов переделана в вариант "Мёрко Мораани" с моторами М-105П и заменой французской пушки на немецкую или советскую, неубирающимся радиатором, хвостовым колесом.
MS.406 использовались французскими ВВС с самого начала Второй мировой войны, активно применялись в оборонительных боях в мае - июне 1940 г. Участвовали в боевых действиях в Ливане и Сирии в мае - июне 1941 г., в Индокитае - в январе 1941 г. (против Таиланда), на Мадагаскаре - в мае 1942 г.
В Финляндии применялись зимой 1939/40 г., а также с июня 1941 г. Самолет снят с производства в марте 1940 г. Снят с вооружения истребительных частей во Франции в сентябре 1940 г., но как учебный применялся до 1947 г. В Швейцарии эксплуатировался до декабря 1949 г. В Финляндии "Мёрко Мораани" служили до 1952 г.


MS.406||
Размах:||10,7 м
Длина:||8,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x860 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2710 кг
Максимальная скорость:||484 км/ч
Практический потолок:||9400 м
Дальность:||795 км

Morane-Saulnier MS.406

Самолет MS.405 был спроектирован согласно требованиям ВВС Франции от 1934 года к одноместному истребителю-моноплану. Первый полет MS.405 выполнил 8 августа 1935 года. Это был цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси, оснащенный мотором Hispano-Suiza 12Ygrs V-12 мощностью 860 л.с. (641 кВт). Прототипы MS.405-01 и MS.405-02 были задействованы в программе летных испытаний, позже на них установили крыло новой формы в плане и моторы Hispano-Suiza 12Ycrs. В начале 1937 года был получен заказ на постройку 15 предсерийных самолетов MS.405. Исходный заказ на 50 серийных MS.405 изменили в пользу постройки такого же количества самолетов MS.406, несколько отличных от MS.405. Всего построено 17 MS.405, включая прототипы; половина из них использовалась для различных испытаний.

   По результатам испытаний в конструкцию внесли изменения, после чего в марте 1938 года было заказано 1000 самолетов MS.406C-1. Построить такое количество истребителей "Morane-Saulnier" было не под силу, поэтому выполнение заказа возложили на три отделения национализированной авиапромышленности. Первый серийный самолет поднялся в воздух 29 января 1939 года. В целом схожий с прототипом MS.405, MS.406 отличался от него облегченным крылом, мотором Hispano-Suiza 12Y-31 и составом бортового оборудования.
   Между тем фирма "Morane-Saulnier" продолжала совершенствовать MS.406 в расчете на экспортные заказы. Китай заказал 12 самолетов, но они были конфискованы колониальной администрацией Франции. 30 истребителей поступили на вооружение 28-й эскадрильи ВВС Финляндии; 13 предназначались ВВС Литвы, но до начала войны их поставить не успели. 45 самолетов поступили на вооружение ВВС Турции. 20 истребителей заказали в начале 1940 года ВВС Югославии, но заказ выполнен не был. Польша заказала 160 самолетов, 50 истребителей из этого заказа отправили в Гдыню, но Польша была оккупирована Германией раньше, чем груз успел прибыть в порт назначения.
   Два MS.406 ранней постройки купила Швейцария как эталоны для лицензионного производства 82-х самолетов EFW D-3800 на заводе "Eidgenossisches Flugzeugwerk". Это государственное предприятие совместно с "Dornier-Werke AG" построило еще 207 самолетов разработанного в Швейцарии самолета D-3801.
   После оккупации Франции некоторое количество MS.406 передали Хорватии и Финляндии. Большинство финских MS.406 переоснастили моторами М-105П разработки В. Я. Климова мощностью 1100 л. с. (820 кВт), захваченными на территории СССР; эти самолеты именовались Morko Moraani.
   Из-за дефицита моторов Hispano-Suiza 12Y-31 к началу войны удалось изготовить лишь 572 из 1000 заказанных ВВС Франции истребителей. В воздушных боях быстро выявилось тотальное превосходство немецкого Bf 109E над MS.406. За свою недолгую боевую карьеру на MS.406 было сбито 175 самолетов противника, потери MS.406 составили более 400 истребителей. После заключения перемирия между Францией и Германией истребители MS.406 сохранились на вооружении только одной группы ВВС правительства Виши.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Morane-Saulnier MS.406

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один мотор Hispano-Suiza 12Y-31V-12 мощностью 860 л. с. (641 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 485 км/ч; практический потолок 9400 м; дальность 800 км
   Масса: пустого 1900 кг; максимальная взлетная 2470 кг
   Размеры: размах крыла 10,60 м; длина 8,15 м; высота 2,80 м; площадь крыла 16,00 м2
   Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка, стреляющая через втулку винта и два крыльевых 7,5-мм пулемета

Morane-Saulnier MS.410, MS.411 и MS.412

Зимой 1939-1940 годов велось проектирование улучшенного варианта MS.406 - самолета MS.410. Главный упор сделали на использование фиксированного (вместо полуубираемого) радиатора двигателя и замене крыльевых пулеметов с магазинами на пулеметы с ленточным питанием. Радиатор и новое крыло испытывали в январе - феврале 1940 года, после чего заказали 500 комплектов новых крыльев. В апреле 1940 года испытали реактивные патрубки двигателя, обеспечившие на высоте 4000 м достижение максимальной скорости 509 км/ч. В мае 1940 года работы по программе свернули после постройки пяти MS.410. К этому времени в MS.410 доработали еще несколько MS.406 и изготовили 150 комплектов новых крыльев. После заключения перемирия с Германией немцы установили свой контроль над модернизационным центром. В центр направлялись подлежавшие ремонту MS.406 и дорабатывались до уровня MS.410. Новые крылья установили на 74 самолета, однако некоторые из них остались гибридами, сохранив исходные убираемые радиаторы. 11 MS.410 поставили Финляндии, остальные передали ВВС Хорватии.
<...>
На этом рисунке изображен MS.406, избежавший участи германского трофея. В июле 1940 года истребитель состоял на вооружении 1-й эскадрильи истребительной группы I/2 в Ниме. На киле изображена эмблема эскадрильи SPA3 "Cigogne de Guynemer" - аист с опущенными крыльями. На самолете с такой эмблемой в годы Первой мировой войны сражался прославленный французский ас Жорж Гинемер.
Morane-Saulnier MS.406. Самый массовый истребитель ВВС Франции. Этот самолет, оснащенный мотором жидкостного охлаждения Hispano-Suiza V12 (860 л.с), был недостаточно мощным и уступал по скорости немецким Bf 109E. В ходе битвы за Францию пилоты MS.406 записали на свой счет 175 воздушных побед, но при этом было потеряно более половины истребителей данного типа. На рисунке представлена машина из эскадрильи GC1/2 с эмблемой в виде аиста.
Очень быстро выяснилось, что по характеристикам MS.406 абсолютно уступает Messerschmitt Bf 109, выигрывая только в радиусе виража. Изображен самолет № 775 из Escadron de Entrainement, Тулуза, 1941 год.
"Моран-Солнье" MS-406 из эскадрильи N 565, аэродром "Аррашар", май 1942г. - участник боев за Мадагаскар
Французский истребитель «Моран-Солнье» MS-406 из авиагруппы GC 111/7. Три машины этой группы были уничтожены при бомбардировке аэродрома Витри-ле-Франсуа утром 10 мая 1940 г.
MS.406C-1 (серийн. N 925, военный номер 1.954) одной из "легких эскадрилий обороны", аэродром Монпелье, май-июнь 1940г.
MS.406C-1 (серийн. N 1047) поручика Казимежа Бурштын из 4-го звена авиагруппы "Монпелье", на котором он сбил 10.05.1940г. бомбардировщик Do-17.
MS.406C-1 (серийн. N неизвестен) из состава 1-й эскадрильи группы GC I/7. Авиабаза Раяк, Сирия, май 1941г. Несмотря на принадлежность авиации Виши, оранжево-желтые идентификационные полосы отсутствуют.
MS.406C-1, на котором летал финский летчик Йорма Норола
MS 406C1 из LLv-28 летал с французским камуфляжем.
MS.406C-1 тактический №5 (MS-311) сержанта Антти Тани
"Моран-Солнье" MS-406 из авиагруппы LeLv 28, лето 1942г.
"Моран-Солнье" MS-406 из авиагруппы LeLv 28, март 1940г. Первое обозначение воздушной победы на финском истребителе.
"Моран-Солнье" MS-406 из авиагруппы LeLv 28, зима 1941-1942гг. Пилот - 2-й (младший) лейтенант Урхо Лехтовара.
MS-406 лейтенанта Урхо Лехтовара из состава LeLv28. Карельский перешеек, зима 1941-1942гг.
На этом MS.406, "белой девятке", летал Урхо Лехтоваара, самый результативный финский летчик из летавших на Morane-Saulnier. Витана, ноябрь 1941 года.
MS.406C-1 тактический №3 (MS-611) прапорщика Аарре Линнамаа
MS.410 группы LeLv-28 ВВС Финляндии, 1943г. Тактический номер на киле отсутствует. Самолет оснащен реактивными патрубками.
При всем многообразии типов французских истребителей производство любого из них сталкивалось с неритмичностью поставок комплектующих. Лишь D-520 направляли в строевые авиачасти в полностью комплектном состоянии, но при этом отставание от графика поставок готовых самолётов носило поистине катастрофический характер.
8 августа 1935г.: в этот день впервые поднялся в воздух прототип Morane-Saulnier MS.405 - предшественник серийного истребителя MS.406.
Приступив к совершенствованию MS-405 его разработчики нередко действовали по принципу «шаг вперед, два - назад...». Подбирая пропеллер, они одновременно громоздили общие патрубки странной формы, выдвижной радиатор для работе двигателя на форсаже...
The Morane-Saulnier 406 Single-seat Fighter Monoplane (860 h.p. Hispano-Suiza 12Ygrs engine).
The predecessor of the MS 406, the MS 405 was virtually indistinguishable externally, the 11th aircraft being illustrated.
The famous French pilot Detroyat with the new Morane Saulnier 405 fighter, which has the very latest Hispano Y canon engine.
MS.405, воплотивший в себе опыт первых истребителей-монопланов, не отличался хорошей аэродинамикой, а мощность установленного на нем мотора была явно недостаточной.
Были построены два прототипа и 15 предсерийных MS.405. В конструкцию 11 предсерийных самолетов внесли изменения, характерные для серийных MS.406.
The Morane 405 zooms after a dive past some of the assembled prototypes.
Morane-Saulnier MS.405C1.
THE MODERN MORANES: During the war 1914-18 the name Morane was something to conjure with. Now the French Air Force is using large numbers of Morane 406 single-seaters with Hispano-Suiza 12Y moteur canon. Three of these machines are shown
Хотя конструкция MS-405/MS-406 (как, впрочем, британского "Харрикейна" и советского Як-1) включала ряд анахронизмов, основной проблемой у его создателей было отсутствие серийного двигателя, позволявшего "Морану" конкурировать с появившимся в конце 1938г. германским Bf109E.
M.S.405
Линейка MS.406 на аэродроме в Южной Франции, весна 1940 года. Пока на севере шли бои с германскими войсками, на юге, со стороны Альп, во Францию вторглись итальянцы. Против итальянской авиации MS.406 действовали гораздо успешнее, чем против Люфтваффе.
"Моран-Солнье"406 был первым французским серийным истребителем "новой волны". Однако в отличие от своего немецкого оппонента Bf109, вялый прогресс мощностных показателей двигателя "Испано-Сюиза"12Y привел к быстрому устареванию самолета.
Польша заказала 50 MS.406, но все их возвратили из Гдыни во Францию. В составе ВВС Франции на них сражались польские летчики, покинувшие свою страну после ее оккупации Германией.
NATIONALISATION GETS GOING: Morane 406 single-seater fighters for L’Armee de l'Air on the assembly line in one of France’s big new factories - actually at Angers. The Morane 406 has a 20 mm. shell-gun between the cylinder banks of its Hispano Suiza engine, and two free-firing, wing-mounted machine guns.
Сборка истребителей на заводе S.N.C.A.S. в Буженэ.
A Morane M.406 taken straight off the production line for the French Air Force. There is an engine-mounted shell-gun and two machine guns in the wing. A Bronzavia flame-damping exhaust system is fitted to the Hispano 12Y engine.
Истребитель MS.406 ВВС "Свободной Франции", группа "Эльзас"
У самолета MS-406 стоит будущий первый командир «Нормандии» майор Жан Тюлян с товарищами. Аэродром Раяк, Ливан, 1941 г.
В 1940 году Франция перебросила MS.406 в Индокитай. Самолеты были взяты из китайского заказа и не имели пушек, так как пушки Китаю уже поставили.
Переброска осенью 1939г. на континентальные аэродромы сравнительно небольшого количества английских самолетов фактически лишь ненамного облегчила положение французских ВВС.
French mechanics join hands to swing the propeller of a Morane-Saulnier M-S 406 fighter. By the outbreak of war the French Air Force had received only about half of the 1,080 M-S 405/406s ordered due to delays with the supply of Hispano 12Y engines. After the collapse of France in 1942 many captured M-S 406s were sent for service in the Croatian Air Force.
The Morane 406 is being built in great quantities and has had a number of successes. It is said to be more manoeuvrable than the Me 109 and is armed with one shell-gun and two machine guns.
Three Morane 406 fighters of the French Air Force make a low fly-past.
The MS 406 with the Bronzavia exhaust collectors fitted to early production aircraft.
French A.F. Morane 406 fighters from Capitaine Leonetti's Groupe Aerien Mixte, based at Ivato early in 1942. Under their wings they carry the Matricule Militaire numbers L735, L871 and L775
Истребитель MS-406 из 565-й эскадрильи французских ВВС. Мадагаскар, 1942г.
Вооружение MS.406 состояло из стреляющей через втулку винта пушки и двух крыльевых пулеметов MAC 1934. Радиатор был полуубираемым. На фотографии - самолет из группы GC III/1,1940 год.
На аэродроме высшего военного авиационного училища в Этампе. Ролан де Ла Пуап крайний справа. Апрель, 1940 г.
Финский пилот принимает от немцев трофейный французский истребитель Моран-Солнье MS.406
Финские истребители французского производства "Моран-Солнье" MS-406, с которыми пришлось сразиться пилотам 15-го ИАП в марте 1940г.
MS.406C-1 с мотором Hispano-Suiza 12Y-31 финских ВВС.
Истребитель MS.410 финских ВВС, эскадрилья LeLv 28, 1941 г.
Финский Moraani. Первые из 30 заказанных MS.406 финны получили в феврале 1940 года, самолеты поступили в подразделение Lentolaivue 28, дислоцированное в Наараярви. Принять участие в Зимней (советско-финской) войне они не успели, но активно использовались во Второй мировой войне. Летчики MS.406 записали на свой счет 135 побед в воздушных боях. В ходе войны финские ВВС усилились еще 57 истребителями - в основном MS.410 (на фотографии). Помимо воздушных боев MS.406 штурмовали наземные цели и вели разведку. Этот снимок финского MS.410 сделан в Тампере в 1942 году.
An MS 410 in service with the Finnish Air Force.
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
MS.406C-1 тактический №3 (MS-611) прапорщика Аарре Линнамаа
Самолет MS-406C-1 (борт MS-611) прапорщика Аарре Линнамаа, участвовавшего в бою 12 августа 1941г.
Старший сержант Антти Тани у своего самолета, на этой машине в бою 12 августа 1941 г. он заявил предположительно сбитый И-15бис
The Turkish fighter force was strengthened in 1940 by the arrival of 45 Morane-Saulnier M.S.406s from France.
Поврежденный и брошенный французами на аэродроме истребитель "Моран-Солнье" MS 406 на фоне ангара, в крыше которого видна пробоина от бомбы небольшого калибра
Немецкий солдат позирует возле MS 406, поврежденного и брошенного в ангаре на аэродроме Дижон-Лонгвик
Старшина Йорма Норола у своего самолета, по которому ударил И-15бис капитана Краснолуцкого
Немецкие офицеры разглядывают сгоревший на аэродроме французский истребитель MS 406
Left: Morane 406 No. 642 of Escadrille 565 - apparently one of those shot down by Royal Navy Martlets of No. 661 Squadron on 7th May 1942 near Diego Suarez. Right: Close-up of the tail of Morane 406 No. 642. Note the unit badge (a stylised eagle's head), red and yellow recognition stripes on the fin, and the presence of several bullet holes
EXPOSED IN PARIS: A mock-up Morane fighter leads the racing Caudron C-460, a winner at last year's U.S. National Air Races, through one of the halls in the Salon D'Aviation. Whatever the criticisms aimed at some of the Exhibition interiors, there can be no quarrel with this one.
Модель M.S.406C-1.
Размеры и расположение тактических номеров на нижних плоскостях M.S.-406C1 ВВС Франции.
MORANE 406. Hispano Suiza 12Y of 860 h.p.; one shell-gun and two machine guns; 310 m.p.h.
Armament of Single-seaters: Curtiss Hawk 75A with one 0.3in gun and one 0.5 in.; Curtiss Hawk 75A with six rifle-calibre machine gun; Curtiss Hawk 75A with two shell-guns and two machine guns; Fiat G.50 with two 0.5in. guns and two rifle-calibre machine guns; Hawker Hurricane with eight rifle-calibre machine guns; Morane M.S.406 with one 20 mm. shell-gun and two machine guns; Bloch 151 with two shell-guns and two rifle-calibre machine guns; Fokker D.23 with two shell-guns and two machine guns; Bell experimental pursuit with one 37 mm. shell-gun (unconfirmed).
The MS 406 with the Bronzavia exhaust collectors fitted to early production aircraft.
Morane-Saulnier MS.406C1
Morane-Saulnier MS.406C-1