Туполев ТБ-3 / АНТ-6
Варианты:
Туполев - ТБ-3 / АНТ-6 - 1930 - Россия
Страна: Россия
Год: 1930


Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик
Описание:
ТБ-3 / АНТ-6
АНТ-6/ТБ-3
Фотографии:

Ч/б фото (93)

ТБ-3 / АНТ-6

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
   - ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
   - ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
   - ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
   - ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
   - ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.


ТБ-3||
Размах:||41,85 м
Длина:||25,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18877 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||7740 м
Дальность:||960 км

АНТ-6/ТБ-3

Проектирование четырехмоторного АНТ-6 началось в 1925 году. Прототип ТБ-3 вывел в конце 1920-х годов СССР в число передовых авиационных стран мира. Конструктивно АНТ-6 имел много общего с пятимоторным транспортным АНТ-14 и изначально оснащался двигателями Curtiss Conqueror мощностью по 600 л. с., с которыми и выполнил в декабре 1930 года первый полет. Затем на прототип установили моторы BMW VI мощностью по 730 л.с.
   Решение о запуске в серию огромного четырехмоторного бомбардировщика с неубираемым шасси приняли в феврале 1937 года. До прекращения производства в 1938 году было построено 817 самолетов. По ходу серийного производства на самолеты ставили моторы все большей мощности: М-17Ф мощностью 715 л.с., М-34Р мощностью 830 л. с., М-34ФРН мощностью 900 л. с., М-34РН мощностью 970 л. с. и АМ-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. Использование все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 5800 кг, усилить оборонительное вооружение.
   В 1930-е годы ТБ-3 поступили на вооружение тяжелых бомбардировочных авиабригад, ставших первыми в мире соединениями стратегической авиации. В 1938-1939 годах ТБ-3 принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке и в Монголии. В 1939-1941 годах примерно 170 единиц ТБ-3 с моторами М-17Ф доработали в гражданские грузовые Г-2, а еще 80 - в военно-транспортные, способные также буксировать планеры, выбрасывать парашютные десанты и даже перевозить на внешней подвеске легкие танки.
   В начале Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались как бомбардировщики, но понесли большие потери. До войны на ТБ-3 отрабатывалась концепция носителя паразитных истребителей, программа "Звено". Эти эксперименты привели к появлению в составе авиации Черноморского флота спецподразделения, вооруженного самолетами ТБ-3, - носителями пикирующих бомбардировщиков СПБ (вариант истребителя И-16). В 1941 году ТБ-3/СПБ выполнили несколько удачных вылетов, уничтожив цели на территории Украины и Румынии.
   Несколько самолетов, сохранивших "фирменное" обозначение АНТ-6, обеспечивали исследования в Арктике.

Варианты

   Прототипы: на первом прототипе стояли моторы Curtiss Conqueror мощностью по 600 л.с.; в 1931 году первый прототип доработали в эталон для серии, еще два прототипа были оснащены моторами BMW VI мощностью по 730 л. с.
   ТБ-3/М-17: до конца 1933 года построено около 400; внедрено новое шасси с независимой подвеской тележек основных опор и большой хвостовой лыжей, гофрированная дюралюминиевая обшивка крыла и фюзеляжа
   ТБ-3/М-34: оснащен моторами М-34 мощностью по 830 л.с., под фюзеляжем установлена гондола для бомбардира; построено менее 100
   ТБ-3Д: один самолет с дизелями АН-1 А. Д. Чаромского
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ТБ-3 с М-17

   Тип: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик
   Силовая установка: четыре V-образных мотора жидкостного охлаждения М-17 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 197 км/ч; практический потолок 3800 м; дальность 1350 км
   Масса: пустого 10967 кг; максимальная взлетная 17 200 кг
   Размеры: размах крыла 39,50 м; длина 24,40 м; площадь крыла 230,00 м2
   Вооружение: восемь 7,62-мм пулеметов ДА, до 2000 кг бомб
Первый опытный экземпляр АНТ-6 с моторами Curtiss V-1550 Conqueror, Центральный аэродром, 31 октября 1930г. Возможно, около этого ангара его и обнаружили члены германской военной делегации, пораженные размерами "четырехмоторного бомбовоза".
АНТ-6 с двигателями "Конкверор" во время Госиспытаний, февраль 1931г.
АНТ-6 с BMW VI на госиспытаниях в НИИ ВВС. Май 1931г.
Опытный ТБ-3 с моторами BMW VI на Госиспытаниях в НИИ ВВС, май 1931г.
АНТ-6 после доработок, проведенных по результатам Госиспытаний, январь 1932г. Хорошо видны бомбодержатели для крупных бомб Дер-13 и мачты антенн радиостанций 14-СК и 11-С, смонтированные, соответственно, снизу и сверху.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами М-17
Первый серийный бомбардировщик ТБ-3 (N 3901), выпущенный московским авиазаводом N 39, декабрь 1932г. Обслуживание ТБ-3 для механиков никогда не было легким делом. Особенно с учетом 2- и 3-х этажной высоты расположения многих узлов и агрегатов.
ТБ-3 4М-17
После получения ТБ-3 в тяжелобомбардировочных бригадах закипела боевая учеба, не прекращавшаяся ни зимой, ни летом.
Tupolev TB-3.
За счет установки моторов АМ-34ФРНВ бомбовую нагрузку ТБ-3 удалось довести до 5800 кг, сохранив мощное оборонительное стрелковое вооружение. На переднем плане - ранний ТБ-3 с моторами М-17Ф, установленными в угловатых гондолах. Особенностью ТБ-3 являлись двухколесные тележки основных опор шасси.
В полете - ТБ-3 с моторами М-17 и тормозными колесами от ТБ-3Р
ТБ-3 стал одним из самых первых в мире подлинно тяжелых бомбардировщиков. В начале 1930-х годов равного ТБ-3 самолета в мире не существовало.
Звено ТБ-3 - основы ударной мощи ВВС РККА в 30-х годах - над Амуром
"Massive strength and rakish speed" (according to the picture agency's caption) are displayed by these A.N.T.6 bombers.
В полете - ТБ-3 из 1-го АП ДД. Май 1942г.
АНТ-6 (ТБ-3)
Советские авиапарады 30-х гг., в которых эскадрильям ТБ-3 принадлежала не последняя роль, представляли собой впечатляющую демонстрацию мощи отечественной авиации. Во время парадов над Москвой проплывало до полутора сотен ТБ-3
Группа ТБ-3 с моторами М-17 на учениях. Фото середины 30-х годов.
ТБ-3 на посадке.
Экипаж Филина перед вылетом на боевое задание. 1 АП ДД. На носу бомбардировщика видны следы зимнего камуфляжа.
Политинформация на аэродроме. 250 АП ДД. Лето 1942г.
Руководящий состав 250 АП ДД. Лето 1942г.
Экипаж капитана Солодских у своего самолета. 250 АП ДД, 1942г.
Эксплуатация туполевских гигантов серьезно осложняла нехватка механизации, которая решалась привлечением соответствующего количества рядового состава. При буксировке трактором 10-12-ти красноармейцам приходилось "заносить" хвост самолета
Трактора использовались не только для буксировки бомбардировщиков ТБ-3, но и для подвески тяжелых (в данном случае 250-кг) авиабомб.
Обслуживание бомбардировщика между вылетами.
Обслуживание самолета ТБ-3
Замена мотора М-17 на ТБ-3. 250 АП ДД, 1942г.
Техсостав перед подвеской ФАБ-250 на ТБ-3. 250 АП ДД, 1942г.
Ремонт ТБ-3, получившего повреждения при зенитном обстреле над целью. 250 АП ДД, 1942г.
Капитальный ремонт ТБ-3. 250 АП ДД, лето 1942г.
Осмотр мотора М-17. Крымский фронт, 1941г. (Кавказский фронт, февраль 1942г.?)
Мотоустановка ТБ-3 с двигателями BMW VIE7,3. Хорошо виден радиатор и его штампованная нижняя боковая поверхность.
Двигатель М-17
Ветрянки с генераторами на боковой поверхности фюзеляжа бомбардировщика (слева) и на верхней.
Основная опора шасси серийного ТБ-3 с моторами М-17
Звено
"Звено-2" с тремя истребителями И-5
Вариант «Звено-2а» предусматривал только два истребителя - на крыле
«Звено-1б» с единственным И-5 на фюзеляже
И-5 затаскивают на крыло ТБ-3 с помощью гусеничного трактора
Для накатки И-5 на крыло ТБ-3 изготовлялась массивная деревянная рама, обеспечивавшая равномерное распределение нагрузки
Экспериментальный самолет "Звено-2А" И.С.Вахмистрова мог нести три И-5. На снимке видно, что на фюзеляже ТБ-3 установлен истребитель более раннего, а на крыльях - более позднего выпуска. Хорошо виден помост для накатки самолетов на крыло бомбардировщика.
Escort composite Z-2 with three I-5s on board the TB-3 (M-17) mother-ship
И-5 в момент старта с крыла ТБ-3. Хвостовая опора уже отстыкована.
Moment of the start-up for an I-5 on the wing of a TB-3. The aft lock is open, the strut collapsed back, and the fighter is held by the locks of the forward ‘spiders’
И-Зет подходит к ТБ-3 с опущенной трапецией
В 1935 году И-Z участвовал в экспериментах по программе "самолет-звено". На снимке И-Z прицепляется в полете к подфюзеляжной трапеции бомбардировщика ТБ-3.
The procedure of hooking-up an I-Z to a TB-3 was developed with the Z-5.
Во время испытаний "Звена-5". В кабине И-Z - В.А.Степанчонок. Март 1935г.
И-Зет под ТБ-3 (снимок сделан из бомболюка бомбардировщика)
И-Зет подцепился к трапеции, март 1935 г.
Создавая "Звено-5", И-Z и ТБ-3 оснастили специальными фермами
Истребитель-моноплан И-Зет, доработанный для использования в «Звене-5»
"Звено-6" с двумя истребителями И-16 с моторами М-22, конец 1935г.
The escort composite Z-6, introduced in 1936.
Истребитель-моноплан И-16 на подвеске под крылом ТБ-3
A Polikarpov I-16 suspended under a TB-3, as a Z-6 composite.
И-16 с подсоединенными шлангами системы дозаправки
Fuel and oil hoses from the mother-ship to the parasite.
The Z-7 composite was meant to be used for developing the technique of basing two I-16s on a mother-ship as well as starting from and hooking-up to it.
Fighter suspension point on the Z-7.
Hooking-up an I-16 to the trapeze proved to be complicated, and was not always a success.
Взлетает «Звено-7». ТБ-3 несет четыре истребителя
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
И-16, подвешенный под крылом ТБ-3 на ферме, позволявшей отцепку и подцепку в полете
Подфюзеляжная ферма «Звена-7-1» для подцепки И-16 в полете
Ферма для подцепки И-16 под крыло ТБ-3 в опущенном положении
An I-5 on the fuselage of a TB-3. Special troughs take the mainwheels. Note also the spiral pipe feeding the I-5’s engine with fuel from the tanks of the mother-ship
«Тягач» - полуразобранный истребитель И-5, установленный на фюзеляже ТБ-3. Февраль 1935 г.
 
В авиаучилищах ТБ-3 применялись и для штурманской подготовки (групповой) и для парашютной и для освоения радиодела.
Десант перед посадкой в ТБ-3. Крымский фронт, 1941г.
ТБ-3 активно использовались для доставки десантов. Десантники грузятся в ТБ-3 во время боев в Крыму. Начало 1942г.
Инструктаж десантников на самолете перед стартом
ТБ-3 можно считать вообще первым в мире тяжелым бомбардировщиком в современном понимании данного термина. ТБ-3 в СССР широко применялись для выброски парашютных десантов.
Выброска десанта с ТБ-3
Выброска десантников на маневрах.
Выброска парашютистов с ТБ-3, маневры 1935г.
Высадка воздушного десанта с ТБ-3
Киевские маневры 1935г. Самолеты готовят к вылету с десантом
Подвеска 76-мм полковой пушки под фюзеляжем ТБ-3.
Две 76-миллиметровые пушки подвешены под ТБ-3. У одной из них для уменьшения габаритов снят щит
Подвеска под бомбардировщик плавающего танка Т-37 для посадочного десанта. Маневры Киевского военного округа, 1935г.
Легкий танк-амфибия Т-37А под бомбардировщиком ТБ-3
В номенклатуру перевозимой на ТБ-3 техники входили даже легкие танки и бронеавтомобили
Подготовка к доставке воздушным путем автомобиля. Маневры Киевского военного округа, 1935г.
Г-2 в Нарьян-Маре