Ильюшин ДБ-3Т
Варианты:
Ильюшин - ДБ-3Т - 1938 - Россия
Страна: Россия
Год: 1938


Описание:
ДБ-3Т
Варианты
Фотографии

ДБ-3Т

Торпедоносец на базе дальнего бомбардировщика, цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан, убирающееся шасси. Создан в ЦКБ под руководством С.В. Ильюшина. Опытный бомбардировщик ЦКБ-30, являвшийся развитием конструкции предыдущего ЦКБ-26, совершил свой первый полет в марте 1936 г. Серийное производство ДБ-3 было развернуто с января 1937 г. Самолет выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва, позднее Иркутск), # 23 (Москва). Сборку из привозных узлов осуществлял также завод # 81 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении советских ВВС с лета 1937 г. С конца того же года проводились работы по оснащению его торпедной подвеской. Опытный образец торпедоносца ДБ-3Т (на базе бомбардировщика ДБ-3А) вышел на испытания в начале 1938 г. Серийный выпуск торпедоносцев был начат в июле того же года на заводе # 39. Впоследствии различные модификации торпедоносцев строились заводами #39 и # 126 (с мая 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны в торпедоносцы переделывали также ранее выпущенные бомбардировщики.
Серийно выпускались модификации торпедоносца:
   - ДБ-3Т на базе бомбардировщика ДБ-3Б с моторами М-86, М-87А или М-87Б, вооружение 3x7,62, экипаж 3 чел;
   - Ил-4Т (ДБ-3ФТ) на базе бомбардировщика ДБ-3Ф (с марта 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б или М-88А/Б, вооружение 3x7,62 (полевые доработки - 4x7,62), позднее 1x12,7+2x7,62, экипаж - 3 чел. (со второй половины 1941 г. - 4 чел.), с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана и хвостовой кок, с конца 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке и внедрено усиленное шасси.
Бомбовая нагрузка обеих модификаций до 2000 кг или одна торпеда (940 кг) на наружной подвеске.
ДБ-3Т поступили на вооружение советской морской авиации летом 1939 г. сначала на Балтике, затем на Черном море и Тихом океане. В войне с Финляндией зимой 1939/40 г. использовались как дальние дневные бомбардировщики и постановщики мин. В феврале - марте 1940 г. ими были выставлены минные заграждения на подходах к финским портам.
К началу Великой Отечественной войны это был единственный тип торпедоносца, имевшийся на вооружении советской морской авиации. Он применялся в боевых действиях на Балтике, Черном море, а с осени 1941 г. также на Северном флоте. Уже в июне - июле 1941 г. эти самолеты ставили мины в устье Дуная и в Прибалтике. Минные постановки на Балтике продолжили в марте следующего года, причем перейдя на ночные действия. В ночь на 7 марта авиационные мины были сброшены близ Хельсинки.
С мая 1942 г. Ил-4 стали применять торпеды. 3 июня на Балтике потопили немецкий транспорт "Генрих фон Плауэн". Далее в течение всей войны торпеды и мины использовались примерно в равной мере. Ими были поражены немало немецких и финских кораблей.
С весны 1943 г. Ил-4 начал вытесняться торпедоносцем на базе американского бомбардировщика A-20G, однако сохранялся на Балтике и Черном море до лета 1944 г., на Северном флоте - до лета 1943 г., на Тихом океане - до конца войны (включая старые ДБ-3Т на базе ДБ-3Б). Самолеты Тихоокеанского флота приняли участие в боевых действиях против Японии в августе - сентябре 1945 г.
Ил-4 прекратили выпускать в начале 1945 г. С вооружения он был снят в начале 1946 г.

Варианты

ДБ-3Т: специализированная версия бомбардировщика-торпедоносца, несущего авиационную торпеду типа 45-36-АН (или -АВ)
   ДБ-3ТП: вариант гидросамолета - двухпоплавкового бомбардировщика-торпедоносца
Опытный ДБ-3ТП 2М-86, испытывавшийся в НИИ ВВС ВМФ в Севастополе летом 1938г.
Опытный ДБ-3Т 2М-86 с подфюзеляжным обогреваемым контейнером, лето-осень 1938г.
ДБ-3Т из состава 1-го МТАП ВВС КБФ. Командир экипажа - полковник Ш.Бедзинашвили, штурман - майор П.Хохлов, стрелок-радист - сержант В.Лучников.
ДБ-3 - самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
ДБ-3Т 2М-86 из состава 1-го МТАП ВВС КБФ. Авиабаза Беззаботное, 1938-1939гг.
ДБ-3Т 2М-86 из состава 2-го МТАП ВВС ЧФ. Авиабаза Сарабуз, весна 1941г.
ДБ-3Т из состава 2-го МТАП ВВС ЧФ, весна 1941 г.
ДБ-3Т с моторами М-86 командира 1-го МТАП полковника Е.Н.Преображенского.
ДБ-3Т из 1-й эскадрильи 1-го МТАП ВВС КБФ - участник первых ударов по Берлину в августе 1941 г., выполненных с аэродрома Саарема
Хотя в составе 4, 49-го и 52-го МТАП и 50-го РАП ВВС ТОФ было немало ДБ-3 разных модификаций и окраски, все они получили к началу войны с Японией крупнокалиберный УБТ в верхней фюзеляжной установке МВ-3.
Бомбардировщики ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота, июнь-июль 1941г.
Торпедоносец ДБ-3 1-го минно-торпедного авиационного полка авиации Балтийского флота (1941 год)
ДБ-3Т с моторами М-86 капитана А.Т.Дроздова из состава 1-го МТАП ВВС КБФ.
ДБ-3Т 2М-87Б из состава 1-го ГМТАП. Самолет оснащен верхней фюзеляжной турелью МВ-3, в которой установлен крупнокалиберный пулемет УБТ. Весна-лето 1942г.
ДБ-3Т 2М-87Б из состава 1-го ГМТАП. Самолет оснащен верхней фюзеляжной турелью МВ-3, в которой установлен крупнокалиберный пулемет УБТ. Белая окраска имеет значительные повреждения. Зима 1942-1943гг.
ДБ-3ТП с торпедой 45-36АН на перекатном шасси перед спуском на воду
ДБ-3ПТ с подвешенной торпедой перед спуском на воду на заводских испытаниях на Рыбинском водохранилище, весна 1938г.
ДБ-3ПТ на государственных испытаниях в НИИ ВВС ВМФ в Севастополе, лето 1938г.
Опытный поплавковый торпедоносец ДБ-3ТП. Под фюзеляжем - торпеда 45-36АН
Вооруженцы подвешивают на самолет с плотика три бомбы ФАБ-250.
Подвеска бомб под ДБ-3ТП на плаву
Опытный ДБ-3Т с обтекателем торпеды
Опытный ДБ-3Т 2М-86 с подвешенной торпедой ТАН-12 или ТАН-15 на испытаниях, в ходе которых выявилась полная непригодность авиаторпед данного типа для столь скоростного самолета.
Серийный торпедоносец ДБ-3Т
Доставка для подвески под ДБ-3 якорной мины АМГ-1, весившей 1000 кг. Балтфлот, 1941 г.
Технари и оружейники подкатывают к ДБ-3Т тележку с авиационной миной АМГ-1. Очевидным достоинством ее была беспарашютная система постановки.
Подвеска торпеды на самолет ДБ-3Б. Фото 1942г.
К началу кампании 1945г. против Японии, в составе минно-торпедной авиации ВВС ТОФ, несмотря на поступление по ленд-лизу довольно значительного количества более современных "Бостонов", превалировали даже не Ил-4, а модернизированные ДБ-3 различных модификаций, в основном довоенного выпуска.
Подвеска торпеды 45-36АН под ДБ-3Т
Заправка бензином ДБ-3Т из 1-го МТАП от топливозаправщика БЗ-38 на базе грузовика ГАЗ-ААА
К лету 1941-го торпедоносцы начали получать камуфляж, но полностью и этот процесс не удалось завершить, а потому начало войны многие машины встретили в серебристой окраске.
Экипажи торпедоносцев из 1-го МТАП перед очередным вылетом. Ориентировочно, осень 1942 г.
Флаг-штурман 1-го минно-торпедного полка капитан Петр Хохлов в кабине самолета ДБ-3Т. Снимок начала 40-х годов.
Фото, сделанное стрелком-радистом из состава экипажа старшего лейтенанта Бунимовича при выходе из атаки, как отмечено в донесении, "на танкер противника" (реально - сухогруз).
Летный состав 1-го минноторпедного полка ВВС Балтийского флота у самолета ДБ-3Т, 1942 г.
Один из любимых сюжетов советской пропаганды: личный состав слушает информацию политрука
ДБ-3Т (выпуска завода # 39)
Поплавковый торпедоносец ДБ-3ТП
Торпедоносец на базе бомбардировщика ДБ-3Б