Boeing F4B / P-12
Варианты:
Boeing - F4B / P-12 - 1928 - США
Страна: США
Год: 1928


Одноместный истребитель корабельного базирования
Описание:
Boeing Model 83, 89, 99, 100, 218, 223, 235 и т.д. (F4B)
Boeing Model 100, 101, 102, 222, 227, 234 и 251 (P-12)
Flight, June 1934
BOEING SINGLE-SEATER FIGHTERS
Фотографии

Boeing Model 83, 89, 99, 100, 218, 223, 235 и т.д. (F4B)

Под исходными обозначениями Model 83 и Model 89 компания "Boeing" в частном порядке разработала прототипы двух одноместных истребителей, предназначенных для проведения оценочных испытаний ВМС США. Самолеты предназначались для замены самолетов F2B и F3B, к тому же руководство компании рассчитывало, что новая машина будет востребована Авиационным корпусом Армии США в качестве замены истребителю PW-9. На прототипах стояли проверенные моторы Wasp, а повышение летных данных связывали с улучшением аэродинамики и конструкции. Оба прототипа спроектированы по схеме биплана с крыльями деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Фюзеляж - из стальных труб, обшит полотном, а хвостовое оперение было традиционным, с расчалками. Шасси обоих прототипов было неубираемым, трехопорным с хвостовой опорой. Основные опоры шасси на Model 83 имели общую ось, самолет был также оснащен посадочным гаком; опоры же у Model 89 сделали раздельными для возможности подвески под фюзеляж одной 249-кг бомбы. Оба прототипа в 1928 году проходили оценочные испытания в ВМС США под обозначением XF4B-1. Самолет Model 89 также облетали летчики из Авиационного корпуса Армии США.
   По результатам испытаний флот заказал партию из 27 самолетов под обозначением F4B-1. Серийные машины оснащались посадочными гаками от модификации Model 83 и шасси по типу шасси Model 89 (внутреннее обозначение "Boeing" для истребителя F4B-1 было Boeing Model 99). Первый серийный самолет поднялся в воздух 6 мая 1929 года, а весь заказ был выполнен менее чем за четыре месяца. Всего самолетов данного семейства, насчитывавшего множество различных вариантов, построили в количестве 586 экземпляров.


Варианты

   Model 99: внутрифирменное обозначение 4-го серийного F4B-1, модернизированного в F4B-1A для перевозки высших чинов ВМС США
   Model 100: внутрифирменное обозначение четырех самолетов, аналогичных F4B-1, но для гражданского применения и поставки на экспорт
   Model 100A: один двухместный самолет, построенный для Говарда Хьюза
   Model 218: один использовавшийся фирмой "Boeing" самолет с металлическим фюзеляжем полумонококовой конструкции; испытывался Армией и ВМС США как прототип P-12E и F4B-3, продан в Китай
   Model 223: внутрифирменное обозначение 46 F4B-2, построенных для ВМС США и аналогичных армейскому P-12C, но с хвостовым колесом вместо костыля
   Model 235: внутрифирменное обозначение самолетов F4B-3 (21 самолет) и F4B-4 (92), построенных для ВМС США. F4B-3 схож с P-12E, за исключением бортового оборудования, a F4B-4 отличался вертикальным оперением увеличенной площади, а последние 45 машин имели в заголовнике кресла пилота спасательный плотик. Несколько P-12A, переданных в 1940 году флоту из Авиационного корпуса Армии США, получили обозначение F4B-4A
   Model 256: внутрифирменное обозначение 14 самолетов, схожих с флотскими F4B-4, но поставленных в 1932 году Бразилии в качестве истребителей берегового базирования, но без посадочных гаков и другого специального оборудования
   Model 267: внутрифирменное обозначение 9 дополнительных самолетов, поставленных Бразилии с крыльями от P-12E, все остальное - как у F4B-3


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 235 (F4B-4)

   Тип: одноместный истребитель корабельного базирования
   Силовая установка: один звездообразный мотор Pratt & Whitney R-1340-16 Wasp мощностью 550 л. с. (410 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 303 км/ч; время набора высоты 1525 м - 2 мин 42 с; практический потолок 8200 м; дальность 595 км
   Масса: пустого 1068 кг; максимальная взлетная 1638 кг
   Размеры: размах крыла 9,14 м; длина 6,12 м; высота 2,84 м; площадь крыла 21,13 м2
   Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа

Boeing Model 100, 101, 102, 222, 227, 234 и 251 (P-12)

В ноябре 1928 года Авиационный корпус Армии США под впечатлением от уникальной управляемости Model 89 заказал партию из 10 истребителей P-12 берегового базирования, которые получили внутрифирменное обозначение Model 102 и в целом были идентичны флотским F4B-1 (исключая специализированное морское оборудование). Первый из этих самолетов передан заказчику в феврале 1929 года в нестандартной конфигурации для поездки по Центральной Америке, а затем возвращен "Boeing" для переоборудования в типовой P-12. Первый P-12 в стандартной конфигурации поднялся в воздух в апреле 1929 года, на нем стоял мотор Pratt & Whitney R-1340-7 мощностью 450 л. с. Последним из заказанных самолетов стал Model 101 (XP-12A), выполнивший первый полет в апреле 1929 года и ставший прототипом серийного истребителя для Авиационного корпуса Армии США.
   Ряд нововведений, апробированных на XP-12A, внесли в конструкцию самолета Model 102B, принятого на вооружение Армии США под обозначением P-12B. Заказанный в количестве 90 экземпляров, P-12B стал первым по-настоящему серийным вариантом семейства. Первый P-12B заказчик получил в феврале 1930 года, а одним из подвариантов самолета стал экспериментальный XP-12G с двигателем Y1SR-1340-G/H с нагнетателем. На двигателе установлены кольца Тауненда, которыми позже оснастили все P-12B. Экспериментальный самолет после испытаний силовой установки доработали в обычный P-12B.
   В инициативном порядке фирма спроектировала и построила прототип Model 218, выполнивший первый полет в сентябре 1930 года. Машина являлась развитием P-12B и имела металлический фюзеляж полумонококовой конструкции, спроектированный на основе фюзеляжей самолетов Model 96, Model 202 и Model 205, а также измененное шасси. Вскоре после начала летных испытаний на прототипе установили вертикальное оперение, выполненное по типу оперения самолетов XP-15 и XF4B-1. Этот прототип проходил оценочные испытания в ВМС и Армии США. В Армии самолету присвоили обозначение XP-925 - на нем сначала стоял мотор R-1340-D, но потом его заменили на R-1340-E, а обозначение изменили на XP-925A.
   P-12C в компании "Boeing" обозначался Model 222. Заказ на 131 такой самолет поступил от Авиационного корпуса Армии США в июне 1930 года. P-12C стал развитием P-12B, а наиболее заметным его внешним отличием стали основные опоры шасси с общей осью колес, как на Model 83, и кольцом Тауненда на капоте мотора. P-12C оснастили двигателем R-1430-9 мощностью 450 л. с. Самолет в разобранном виде передали Авиационному корпусу Армии США в августе 1930 года, первый полет состоялся в январе 1931 года. До февраля сдали только 96 истребителей, последние 35 машин - в улучшенном варианте P-12D (Boeing Model 227). Внешне P-12D отличался от P-12C в основном измененным местоположением расчалок крыла. P-12D поднялся в воздух в марте 1931 года. Первые 35 самолетов, заказанных как P-12C, изготовили как P-12D, а затем в P-12D модернизировали еще 16 ранее построенных P-12C Позже все P-12C и P-12D переоснастили вертикальным оперением, как у P-12E. Единственным подвариантом P-12D стал XP-12H - 33-й построенный самолет с экспериментальным звездообразным редукторным двигателем GISR-1340-E. Испытания выявили неудовлетворительные характеристики двигателя, после чего XP-12H доработали до стандартного P-12D.
   Командование Авиационного корпуса Армии США заинтересовали прочный фюзеляж, новое вертикальное оперение и более высокие характеристики прототипа Model 218, поэтому был размещен заказ на эти машины под обозначением P-12E (Boeing Model 234). За исключением более мощного мотора, P-12E не отличался от P-12D. Контракт на серийное производство 135 машин подписали в марте 1931 года: 110 из них поставили в варианте P-12E (первый полет в октябре 1931 года). Обозначение XP-12E получил первый P-12E, предназначенный для летных испытаний. В конструкцию истребителя по результатам этих испытаний внесли ряд изменений. P-12J стал вариантом P-12E, доработанным под установку бомбардировочного прицела и двигателя SR-1340-H. Наряду с XP-12E и пятью P-12E эта машина позже прошла доработку в YP-12K - на самолет установили двигатель SR-1340-E с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. В июне 1938 года все YP-12K переоборудовали в стандартные P-12E. До этого, с января 1934 года по февраль 1937 года, самолет XP-12E успел полетать в варианте XP-12L с двигателем, снабженным турбонагнетателем Type F-7.
   Последним серийным вариантом стал P-12F (Boeing Model 251), по которому достроили последние 25 заказанных P-12E и поставленных с марта по май 1932 года. На P-12F стоял мотор Pratt & Whitney SR-1340-G мощностью 500 л. с, позже такие двигатели установили на все ранее построенные P-12E. Последние десять P-12F вместо костыля получили хвостовую опору с колесом. Самые последние самолеты в семействах P-12 и F4B имели закрытые фонарями кабины пилотов. Уцелевшие самолеты сняли с эксплуатации в 1941 году.


Варианты

   Model 100E:два идентичных P-12E самолета, проданных в Таиланд
   Model 100F: один самолет, идентичный P-12F и переданный фирме "Pratt & Whitney" для испытаний двигателей


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 234 (P-12E)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1340-17 мощностью 500 л. с. (373 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 2135 м - 304 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 257 км/ч; время набора высоты 3050 м - 10 мин 48 с; практический потолок 8015 м; дальность 933 км
   Масса: пустого 907 кг; максимальная взлетная 1220 кг
   Размеры: размах крыла 9,14 м; длина 6,17 м; высота 2,74 м; площадь крыла 21,09 м2
   Вооружение: фиксированные стреляющие вперед один 12,7-мм пулемет Browning и один 7,62-мм пулемет Browning, либо два 7,62-мм пулемета Browning (в носовой части фюзеляжа), а также до 318 кг бомб на внешней подвеске под фюзеляжем и нижним крылом

Flight, June 1934

BOEING SINGLE-SEATER FIGHTERS
A Successful range widely used in the U.S.A.

   BOEING fighters to-day form the greater part of the standard fighter equipment of the U.S. Army Air Corps and U.S. Navy. Two types are mainly used, the P-12E and P-12F by the Army, and the F4B by the Navy. When a fighting aircraft is used by the U.S. Army Air Corps it is known as a "pursuit" machine, but when used for naval duties it is classed as a "fighter." The P-12 and the F4B designs are basically similar. A parallel case exists in our own Air Force, the "Nimrod," our standard Fleet Fighter being developed from the "Fury," one of our standard land fighters. But while the "Nimrod" has been considerably modified for operation from aircraft carriers, even to the extent of being fitted with larger wings, the overall dimensions of the two Boeings remain approximately the same.
   We are particularly concerned here with the F4B-4 machine. While classed as a single-seater fighter, the machine is used also for light "dive bombing" work when it carries two 116-lb. bombs. The wings consist of two built-up box spars of spruce and plywood, with wooden Warren girder-type ribs. Frise ailerons, of duralumin construction, covered with corrugated duralumin sheet, are used, being fitted only to the top planes. Flotation gear is carried in the top planes.
   Welded chrome-molybdenum steel tubular construction is used for that portion of the fuselage forward of the front lower wing spar. Aft of this the fuselage is a duralumin semi-monocoque structure. The tail unit is of metal construction, the members being covered with corrugated duralumin sheet. The undercarriage is of the cross-axle type using Boeing oleo legs. A steel tube Vee, with its "apex" at the centre of the cross axle, takes the side loads.
   A supercharged Pratt & Whitney "Wasp" engine of approximately 500 h.p. is usually fitted, while a two-bladed metal airscrew and low-drag cowling are standard. The main fuel tank of 55 U.S. gallons capacity is in the fuselage, but another tank of equal capacity may be slung beneath the fuselage, from which position it may be dropped during flight.
   Normally the armament consists of two 0.30 calibre Browning machine guns mounted in front of the pilot and firing in troughs in the top fairing, or one 0.30 and one 0.50 calibre gun. In the former case 600 rounds are carried for each gun, but when the 0.50 gun is used it is provided with only 200 rounds. Complete wireless receiving and transmitting equipment is carried, the mast being mounted aft of the pilot's cockpit.
   From all reports the machine is of exceptional sturdy construction and is highly manoeuvrable. Recently nineteen F4B-4's made a mass-formation flight from Quantico to Guantanamo Bay, Cuba, a distance of about 5,000 miles. This included 800 miles over water and 3,000 miles over tropical country.

BOEING F4B-4
Pratt & Whitney "Wasp"

DIMENSIONS
   Span (top) 30 ft. (9,13 m)
   Span (lower) 26 ft. 4 in. (8,02 m)
   Length 20 ft. 5 in. (6,2 m)
   Height 9 ft. 9 in. (2,9 m)
   Wing area 227.5 sq. ft. (21,1 m2)

WEIGHTS AND LOADINGS
   Weight empty 2,301 lb. (1 045 kg)
   Disposable load (Fighter) 714 lb. (324 kg)
   Disposable load (Bomber) 1,045 lb. (474 kg)
   Weight loaded (Fighter) 3,015 lb. (1 369 kg)
   Weight loaded (Bomber) 3,356 lb. (1 524 kg)
   Wing loading 13-25 lb./sq. ft. (64,6 kg/m2)
   Power loading 6-03 lb./h.p. (2,7 kg/h.p.)

PERFORMANCE (FIGHTER)
   Speed at sea level 167 m.p.h. (267,2 km/hr)
   Speed at 6,000 ft. (1 830 m) 187 m.p.h. (299,2 km/hr)
   Landing speed 61 m.p.h. (97,6 km/hr)
   Climb to 15,000 ft. (4 575 m) 9-5 min.
   Service ceiling 27,500 ft. (8 388 m)
F4B-4. Изображен самолет из истребительной эскадрильи VF-6B (эмблема - кот Феликс), один из 200 истребителей Boeing, эксплуатировавшихся американским флотом в 1929-1938 годах.
F4B-4. Изображен один из 92 самолетов (BuNo.9246), поставленных ВМС США, начиная с июля 1932 года. Самолет несет маркировку эскадрильи VF-6B, получившей такие истребители одной из первых. Эскадрилья была приписана к авианосцу "Саратога" (CV-3). F4B-4 эксплуатировались на американских авианосцах до 1937 года.
Как минимум один P-12B восстановили до пригодного к полетам состояния. Самолет летал в маркировке 95-й ударной эскадрильи 17-й ударной группы Авиационного корпуса Армии США и окрашен типично для своего времени - в оливковый и желтый цвета.
P-12 пролетает над намного более поздним изделием "Boeing" - 727-м. P-12 был достойным представителем эпохи истребителей-бипланов.
Сейчас великолепно отреставрированный P-12E выставлен в Национальном музее ВВС США. На истребитель нанесена символика 6-й эскадрильи "охотников" из 18-й истребительной группы, которая дислоцировалась в Уилер-Филд на Гавайских островах.
The Boeing Model 100 (F4B-1)
P-12 "Боинг-100E"
Boeing F4B-4.
Капитан Айра С. Икер у Boeing P-12 - самолета, который он любил. Во многих отношениях P-12 стал лучшим американским бипланом и вершиной развития истребителей в США в межвоенный период.
На фотографии хорошо виден посадочный гак F4B-1. Самолет состоял на вооружении 1-й бомбардировочной эскадрильи VB-18 "Red Rippers".
F4B-2 из эскадрильи VF-6B. Ее эмблема (с котом Феликсом) стала одной из самых известных в морской авиации США. Эскадрильи в числе первых получила истребители второго варианта. F4B-2, улучшенный F4B-1, был морским эквивалентом армейского P-12C. Построено 46 F4B-2, в 1932 году на всех установили хвостовое оперение, как у F4B-4.
FRANK B. MORMILLO'S plate depicts the Planes of Fame Museum's Boeing P-12/F4B-3, flown by Steve Hinton during May last year. Boeing F4Bs were powered by the Pratt & Whitney Wasp R-1340.
AMERICA'S FLEET FIGHTER: The Boeing F4B-4 with supercharged Pratt and Whitney "Wasp."
The last production Boeing fighter biplane, the F4B-4 which was delivered to the US Navy from mid-1932.
Этот самолет отличался огромным турбокомпрессором. Попытки радикально улучшить летные данные успеха не имели, так как схема биплана исчерпала свой потенциал. Заменой стал моноплан Boeing P-26 Peashooter.
BOEING MODEL 100-A - Compare these two photographs with that of the rebuilt Model 100-A and it becomes obvious that apart from the fabric-covered wings, nothing remains of the original 1929 "one-off" to the order of tycoon Howard Hughes. The Model 100-A was photographed as a single-seater on 22nd July and as a two-seater four days later. Hughes undertook the redesign and passed the contract work on to Lockheed Aircraft.
The Model 100-A was photographed as a single-seater on 22nd July and as a two-seater four days later. Hughes undertook the redesign and passed the contract work on to Lockheed Aircraft.
Boeing's very own Model 100/P-12.
Left shows the Boeing 100-A; right, after conversion to a Curtiss Helldiver.
Четыре Boeing Model 100 были построены для гражданских заказчиков. Второй такой самолет поставили Мило Бархэму, летавшему на окрашенной в красный, голубой и серебристый цвета машине с 1933 года и до начала Второй мировой войны.
Nicknamed "Bradley 's Beast" (N247K), this sole example of the Boeing Model 100-A has a remarkable history of redesign. Owned by Ben Bradley of Ft. Lauderdale, Fla.
Art Goebie's Boeing 100 sky-writer.
Из 131 P-12C, заказанных с мотором R-1340-9 Wasp мощностью 450 л. с., 35 построили как P-12D с R-1340-17 мощностью 525 л. с. На снимке - P-12D из 35-й эскадрильи "охотников".
Обшивка фюзеляжей ранних P-12 выполнялась из полотна, но в 1930 году начался выпуск P-12E с работающей металлической обшивкой, которая обеспечила большую конструктивную прочность.
Истребитель "Боинг-218", на котором воевал и был сбит в Китае американец Роберт Шорт.
A Boeing P-12E with an experimental cockpit enclosure.
Boeing P-12s.
Against the Ohio sky: Three Boeing fighters of the U.S. Army Air Corps which gave an aerobatic at the National Air Races.
F4B-3 отличался от F4B-2 полумонококом хвостовой части фюзеляжа. 21 такой самолет в 1931 году поставили в ВМС США, позже их передали морской пехоте.
P-12E из состава Авиационного корпуса Армии США почти идентичны истребителям F4B-4 авиации ВМС США. P-12E можно отличить от других модификаций по развитому гаргроту. В гаргроте F4B-4 хранился спасательный плотик.
A STAIRCASE IN THE BLUE: Impressive photograph of a group of single-seater, Wasp-powered Boeing P-12E pursuit planes of the 27th Pursuit Squadron, U.S. Army Air Corps, Self ridge Field, Mich.
Истребители P-12E Авиационного корпуса Армии США "позируют" фотооператору. Больше всего P-12 (110 штук) построили и приняли на вооружение в 1932 году. В 1940-м уцелевшие самолеты переоборудовали в радиоуправляемые мишени.
Another view of the Planes of Fame Boeing P-12.
A Boeing P-12 and Boeing P-26, two classic fighters of the inter-war years, both belonging to the Planes of Fame collection
A U.S. NAVY SHIP'S FIGHTER: This Boeing "Wasp"powered carrier fighter of the Navy's Air Service is shown taking off from the flight deck of the U.S.S. "Saratoga," naval aeroplane carrier. The plane is a member of the Navy's famed "High Hat" Squadron, whose pilots are noted for their skill in taking off from and landing on the decks of the "floating airports" and in manoeuvring their small Boeing "Wasp"-powered fighters in formation at sea.
One of the six Boeing 256 biplane fighters operated by the Brazilian Navy from 1932 until 1941. Two of these were transferred to the newly-born Forca Aerea Brasileira in 1941.
THE CUBIST: An unusual aerial view of a U.S. Army pilot flying above Selfridge Field in a Boeing P-26 pursuit 'plane.
EXPERT IDIOCY (positively no deception): Frank Clarke and Paul Mantz treat the Cleveland crowds to something new in sensations, flying undercarriage to undercarriage and tracing their track with smoke. Mantz’s machine (the lower one) is a converted Boeing “one-place pursuit ship.”
MAKING UP HIS MIND: After finding that half the undercarriage of his Boeing had attempted to sever all connections with the machine, this U.S. Army pilot cruised round for 2 1/2 hours trying to decide if he should try to land it or make an exit with his Irvin. He chose the latter course.
"Боинг" P-12 Е.Баранова в М1:32
The last production Boeing fighter biplane, the F4B-4 which was delivered to the US Navy from mid-1932.