Zeppelin-Staaken. Семейство R
Вскоре после начала Первой мировой войны граф Фердинанд фон Цеппелин инициировал разработку тяжелых бомбардировщиков, которые, как он предполагал, могут оказать существенное влияние на ход войны.
ДальшеMore>>>
Разработка сухопутных вариантов велась под руководством профессора Бауманна. Первым из этих самолетов был Zeppelin-Staaken VGO.I, установивший стандарты базовой компоновки и размеров для всего последующего семейства машин. VGO.I был бипланом с фюзеляжем прямоугольного сечения и бипланным хвостовым оперением. Он имел неубирающееся шасси с хвостовым костылем, многоколесные основные стойки которого были дополнены еще двумя стойками с колесами в носовой части фюзеляжа. Первоначально силовая установка включала три 240-сильных (179 кВт) ПД Maybach Mb.IV, два устанавливались между крыльями, а один - в носовой части.
Тяговооруженность VGO.I, совершившего первый полет 11 апреля 1915 года, сочли недостаточной. Самолет получил новую силовую установку из пяти аналогичных ПД Maybach, по два тандемно установленных в гондолах между крыльями и одного в носовой части, но машина потерпела катастрофу в ходе испытаний.
За прототипом последовали еще несколько опытных самолетов. VGO.II с тремя двигателями мало отличался от VGO.I, а на VGO.III установили шесть 160-сильных (119 кВт) ПД Mercedes D.III, по два в гондолах и еще два в носовой части. Четвертый самолет также получил шестидвигательную силовую установку, но уже с 220-сильными (164 кВт) ПД Benz Bz.IV в гондолах и Mercedes D.III в носовой части. Машине присвоили обозначение R.IV. Она стала первым представителем семейства самолетов R (от Riesenflugzeug - гигантский самолет).
На R.V вернулись к использованию 240-сильных (179 кВт) ПД Mb.IV (было установлено пять).
<...>
К другим вариантам относились: единственный R.VII, отличавшийся от R.IV парой ПД D.III в носовой части и четырьмя ПД Bz.IV в гондолах
<...>
Staaken R IV. Данный R IV сначала был приписан к 500-му авиаотряду (Rfa 500), а затем - 501-му отряду, дислоцировавшемуся у бельгийского Тента. После развала Восточного фронта гигантские бомбардировщики были переброшены на Запад. R IV сбросили на Великобританию около 2500 кг бомб и не было потеряно ни одного самолета.
Бомбардировщик Цеппелин-Штаакен R.IV
Изображенный здесь тяжелый бомбардировщик VGO III участвовал в семи налетах, в том числе бомбил железнодорожный склад в Риге.
Первый из германских гигантов. 11 апреля 1915г.: первый из гигантских бомбардировщиков фирмы "Zeppelin-Staaken" VGO.1 совершил свой первый полет в Гота. VGO.1 оснащался тремя двигателями Maybach HS мощностью по 240 л. с; экипаж - пилот (командир), штурман и три механика. В декабре самолет разбился в Тюрингском лесу при полете в сильную бурю. На снимке изображен третий вариант гиганта VGO.3, оснащенный шестью двигателями Mercedes D.III мощностью по 160 л.с. и строившийся фирмой "Gotha" с октября 1915 года. За время войны он совершил семь боевых вылетов, включая удары по военным объектам в Риге.
Zeppelin-Staaken R IV - первый в семействе "самолетов-гигантов". Он оснащался пятью моторами Maybach Mb.IV мощностью 240 л.с. и развивал скорость 125 км/час.
Staaken R.V 13/15 в камуфляже «лозенг» из больших многоугольников разных цветов. Этот самолет поступил в подразделение Rfa 501 в Генте в декабре 1917 года и совершил 16 боевых вылетов. В их число входил семичасовой рейд на Лондон 7-8 марта 1918 года с бомбовой нагрузкой 4771 кг.
Цеппелин-Штаакен R.IV в полете, вид из правой мотогондолы
The Zeppelin-Staaken R V, like most multi-engined aircraft of its day, had an open cockpit for the two pilots.