Яковлев УТ-1б
Варианты:
Яковлев - УТ-1б - 1941 - Россия
Страна: Россия
Год: 1941


Описание
Фотографии
Легкий штурмовик, переделан из учебно-тренировочного и спортивно-акробатического самолета УТ-1. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси (основные стойки в обтекателях). Проект учебного АИР-14 был выполнен в ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева. Опытный образец вышел на испытания в конце 1935 г.
Учебные УТ-1 выпускались серийно с декабря 1936 г. заводами # 115 в Москве (малая серия), # 47 в Ленинграде (с середины 1937 г.)и заводом # 3 комбината # 150 в Ступино (с конца 1937 г.).
УТ-1 состоял на вооружении в СССР и Китае с 1937 г.
Экипаж-1 чел. Двигатель М-11Г. Вооружения у учебного варианта нет.
С осени 1938 г. самолеты выпускались с улучшенным оборудованием и фото-кинопулеметом, с 1939 г. - с удлиненной моторамой.
Как учебно-тренировочный УТ-1 использовался в летных школах и истребительных авиачастях. На Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией их применяли как быстроходные самолеты связи. В Великой Отечественной войне их также задействовали для связи, а в начале боевых действий - и как ближние разведчики (например, в августе 1941 г. под Каневом).
Первый вооруженный вариант УТ-1 (учебный) был спроектирован в начале 1941 г. на заводе # 47 под руководством Е.Г. Адлера, но серийно не выпускался. С осени 1941 г. выполнялись кустарные переделки УТ-1 в легкий штурмовик непосредственно на фронте с различными вариантами вооружения (2x7,62; 2x12,7; 2х7,62+2хНУРС).
В январе 1942 г. в мастерских Ейского училища под руководством Н.Ф. Романенко спроектирована модификация
УТ-1б с вооружением 2х7,62+2хНУРС (позднее 4хНУРС). Переделка осуществлялась в мастерских с февраля того же года. В общей сложности доработано более 50 машин.
С мая 1942 г. они применялись ВВС Черноморского флота под Севастополем и Анапой. В августе - сентябре УТ-1б штурмовали технику немцев на перевалах Кавказа. Эти самолеты использовались также ночью для подавления зенитной артиллерии и уничтожения прожекторов. В конце декабря 1942 г. машины были разоружены и далее использовались как связные.
Производство УТ-1 прекратили в 1939 г.
В Советском Союзе они эксплуатировались до конца войны.


УТ-1б||
Размах:||7,3 м
Длина:||5,78 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 115 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||759 кг
Максимальная скорость:||190 км/ч
Практический потолок:||4600 м
УТ-1б N 47445.
УТ-1б N 47025, 46 ап ВВС ЧФ. Аэродром Гайдук, 22 августа 1942г.
Легкий штурмовик УТ-1б на лыжах, 1943 г.
На этом снимке хорошо видно вооружение УТ-1б: пулемет над крылом и реактивные снаряды под ним
УТ-1 зав. N 47025, проходивший повторные испытания в ВМАУ им. Сталина в апреле 1942г. Позже этот самолет получил хвостовой номер 10 и на нем летал сержант В.В.Прозор.
УТ-1 зав. N 47445 (23 ап) на испытаниях в феврале 1942г.
Авария УТ-1б зав. N 47451 мл.л-та А.А.Луканина. 14 марта 1942г.
УТ-1
Зрители остались неравнодушны и к модели самолета УТ-1б киевлянина Александра Вантуха
УТ-1б