Bloch MB.210 Verdun
Страна: Франция
Год: 1934


Ночной бомбардировщик с экипажем из пяти человек
Описание:
MB.210 Verdun
Bloch МВ.210
Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии

MB.210 Verdun

Ночной бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Создан в КБ фирмы "Авьонс Марсель Блок" под руководством М.Блока. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 23 ноября 1934 г. Серийное производство начато в декабре 1935 г. Выпускался на заводах фирм "Блок" (позднее - SNCASO), "Рено", "Потэ-CAMS", "Анрио", "Мюро", "Бреге". Всего построен 281 экз.
Моторы: GR 14Kdrs, позднее - GR 14N10/11. Вооружение 3x7,5, бомбы до 1600 кг.
MB 210 состоял на вооружении во Франции с декабря 1935 г., в Румынии - с июня 1937 г., с того же года - в Испании (у республиканцев), с декабря 1942 г. - в Болгарии.
Основные серийные модификации:
   - MB.210BN4 с экипажем из 4 человек, поздние серии - с увеличенным вертикальным оперением;
   - MB.210BN5 с экипажем из 5 человек.
Первое боевое применение самолета - республиканскими летчиками в Испании в 1937 г. В сентябре 1939 г. MB.210 проводили ночную разведку приграничных районов Германии. В мае - июне 1940 г. МВ.210 совершали ночные налеты на цели в Германии, Бельгии и Франции. ВВС правительства Виши использовали их как учебные. Болгарские ВВС в боевых действиях MB.210 не применяли.
Самолет снят с производства в марте 1939 г., снят с вооружения в ноябре 1942 г.


MB.210BN5||
Размах:||22,85 м
Длина:||18,84 м
Моторы, количество х мощность:||2x950 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10200 кг
Максимальная скорость:||320 км/ч
Практический потолок:||9850 м
Дальность:||1690 км

Bloch МВ.210

Bloch МВ.210 был спроектирован на базе МВ.200, но фактически являлся совершенно другой машиной. Свободнонесущий моноплан имел не высокорасположенное, а низкорасположенное крыло, у самолета также были убирающиеся основные стойки шасси. Самолет создавался в инициативном порядке, его прототип, МВ.210.01, совершил первый полет 23 ноября 1934 года.
   Силовая установка включала два звездообразных ПД Gnome-Rhone 14Kdrs/Kgrs мощностью по 800 л.с, но на втором прототипе - МВ.211.01 - решили для сравнения поставить двигатели жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y мощностью по 860 л.с. Второй прототип поднялся в воздух 29 августа 1935 года, последующие испытания показали предпочтительность первого варианта силовой установки, поэтому больше самолеты модификации МВ.211 не строились.
   Прототип МВ.210.01 имел неубирающееся шасси, но первый серийный самолет, получивший обозначение МВ.210Bn.4, уже оснащался убираемым шасси, а в состав силовой установки были включены двигатели Gnome-Rhone 14Kirs/Kjrs мощностью по 870 л. с. Второй серийный самолет поднялся в воздух 12 декабря 1935 года и отличался увеличенным поперечным V крыла, что впоследствии стало характерным для всех остальных самолетов серии. Было внесено еще одно изменение - экипаж увеличен с четырех до пяти человек, что сразу нашло отражение в обозначении машины - МВ.210Bn.5 (Bombardement, Nuit cinq-place - пятиместный ночной бомбардировщик). Первая такая машина была собрана на заводе фирмы "Hanriot" и поднялась в воздух в ноябре 1936 года.
   Было заказано 257 самолетов последнего типа, в строевые части они начали поступать в конце 1936 года. Почти сразу же выяснилось, что двигатели склонны к перегреванию, поэтому пришлось все находящиеся в эксплуатации бомбардировщики отправлять на модернизацию - вместо Gnome-Rhone 14Kirs/Kjrs ставились двигатели модели 14N-10/11, которые затем стали стандартными для этих самолетов.
   К началу Второй мировой войны самолетами МВ.210 были вооружены 12 бомбардировочных авиагрупп ВВС Франции, но относительно небольшая максимальная скорость этих машин - 322 км/час - делала их легкой добычей для истребителей Люфтваффе. Однако решение переориентировать данные самолеты на решение учебно-тренировочных задач полностью выполнить не удалось из-за чрезвычайно низкого темпа поставок более современных бомбардировщиков. Таким образом, к началу боевых действий между германскими и французскими войсками - 10 мая 1940 года - эти устаревшие самолеты все еще состояли на вооружении девяти бомбардировочных авиагрупп. Некоторое время их использовали для ночных авианалетов на объекты противника, но 17 июня 1940 года все уцелевшие самолеты были отправлены в Северную Африку.
   Следует отметить, что был также изготовлен прототип МВ.210.01, оборудованный поплавковым шасси и проходивший испытания в интересах морской авиации как перспективный бомбардировщик-торпедоносец. Однако результаты испытаний командование авиации флота не удовлетворили, и в серийное производство машина не пошла. Кроме того, 24 самолета МВ.210 были построены для Румынии и поставлены до середины 1938 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bloch МВ.210BN.5

   Тип: ночной бомбардировщик с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Gnome-Rhone 14N-10/11 мощностью по 910 л. с. (679 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на высоте 3500 м - 320 км/час; крейсерская скорость на высоте 3500 м - 240 км/час; набор высоты 4000 м - за 12 мин; практический потолок 9900 м; дальность 1700 км
   Масса: пустого 6400 кг; максимальная взлетная 10200 кг
   Размеры: размах крыла 22,80 м; длина 18,90 м; высота 6,69 м; площадь крыла 62,50 м2
   Вооружение: по одному 7,5-мм пулемету MAC 1934 в носовой части и в двух выдвижных установках над фюзеляжем и под ним, а также до 1600 кг бомб в бомбоотсеке

Flight, November 1934

THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW

THE EXHIBITS DESCRIBED

Heavy Military Types

<...>
   Marcel Bloch exhibits a night bomber, type 211 BN4. This is a low-wing cantilever monoplane of all-metal construction, with "stressed skin" applied in flat panels. The usual revolving gun turret in the nose is found on this machine, as well as another protected gun position behind the wing and on top of the fuselage. The two engines are Hispano-Suizas, and nose radiators are fitted. Drag is reduced by using Messier retractable undercarriages. A top speed of 217 m.p.h. is claimed, and the range is given as 1,240 miles. The machine can be converted into a seaplane, and one large float is exhibited.
<...>
Ночной бомбардировщик MB-210BN5 из состава GBII/19? авиабаза Бордо-Мериньяк, лето 1938г.
The Bloch 211: One of the very large all-metal military aircraft with revolving gun turrets. In this case the engines are Hispanos.
THE OBSERVATORY: The front gunner's enclosed cockpit on this new Marcel Bloch 130 Bomber is similar to that on our Boulton and Paul "Overstrand."
МВ.210 из группы GB II/23, Тулуза, 1938 г.
В отличие от своего прародителя "Блох-200", "Блох-210" был уже чистым бомбардировщиком с некоторыми элементами присущими скоростным монопланам.
МВ.210 в Северной Африке, 1940 г.
Подряды на выпуск МВ.210 были размещены в компаниях "ANF Les Mureaux" (20), "Bloch" (25), "Breguet" (16), "Hanriot" (50), "Potez-CAMS" (35), "Renault" (35) и на предприятиях национализированных концернов SNCAC, SNCAO и SNCASO (76).
Stylistically and technologically falling somewhere between the lumbering but capacious Amiot 143 and the more refined but less capable LeO 45 and Potez 633 was the Bloch MB.210, the prototype of which made its first flight in November 1934. At a maximum of 3,520lb (1,600kg), the MB.210’s bomb-load was impressive.
Ten Bloch 210BN5s (1 to 10) had also been bought in 1936, and they saw combat service in 1941 with ‘Escadrila’ 82. They bore a charmed life over the heavy A-A defences of Odessa. The Romanians thought that this was because the Soviet gunners did not to take into account that they were much slower than the other Romanian bombers and failed to adjust their fire accordingly. From 1942 they were used as transports.
Messier retractile undercarriage on the big Bloch 211.
На сборочной линии авиазавода в Мельте первые многоцелевые Поте-630. Рядом производится сборка последних MB-210.
Аварийная посадка бомбардировщика "Блок" MB.210 в Испании
Bloch MB.210 BN5
Bloch MB.210