Mitsubishi Ki.15/C5M/Karigane
Страна: Япония
Год: 1936


Двухместный разведчик
Описание:
Ki.15/C5M/Karigane
Mitsubishi Ki-15 (армейский разведчик Тип 97, C5M)
Фотографии

Ki.15/C5M/Karigane

Ближний и дальний разведчик. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан; шасси неубирающееся с колесами в обтекателях. Он был создан в КБ фирмы "Мицубиси дзюкогё" группой конструкторов, руководимой Ф. Коно, Т. Кубо и С. Мизумо.
На разных модификациях устанавливались различные двигатели. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 1x7,69, бомбовой нагрузки у разведчика нет.
Первый опытный экземпляр Ки.15 поднялся в небо в мае 1936 г.
Серийный выпуск наладили на заводе "Мицубиси" в Нагое в мае 1937 г. Всего изготовили 489 машин семейства Ки.15/С5М, в т.ч. 439 Ки.15. Ки.15 приняли на вооружение ВВС императорской армии в 1937 г. как "тип 97", его аналог для морской авиации С5М - в 1938 г. как "тип 98".
Выпускались серийно следующие основные модификации:
   - Ки.15-I (тип 97 модель 1) с мотором Ха.8;
   - Ки.15-II (тип 97 модель 2) с мотором Ха.26-I (в измененном капоте, серийно строился с сентября 1939 г.);
   - C5M1 (тип 98 модель 1), ближний морской базовый разведчик с мотором "Зуйсей" 12 и измененным, по сравнению с Ки.15-II, оборудованием;
   - C5M2 (тип 98 модель 2) с мотором "Сакае" 12.
Производство Ки.15-II и C5M2 завершили в 1940 г. Ки.15-II впервые были использованы в боевых операциях в Китае в конце 1937 г., действуя с баз в Манчжурии. Они принимали участие в вооруженном конфликте на Халхин-Голе, совершали разведывательные полеты над приграничными районами СССР. С5М применялись в войне с Китаем, в основном в приморских районах.
С начала войны на Тихом океане в декабре 1941 г. Ки.15 оперировали в Малайе, Бирме, на Филиппинах. С5М действовали в Малайе, патрулируя близлежащие районы моря. Одним из них было обнаружено английское "соединение Z" ("Рипалс" и "Принс оф Уэлс"), уничтоженное впоследствии японскими бомбардировщиками и торпедоносцами.
С середины 1942 г. Ки.15 и С5М постепенно переводились в учебные части. В конце войны обе модификации использовались камикадзе; при этом на самолеты монтировались подфюзеляжные бомбодержатели. Официально ни Ки.15, ни С5М с вооружения не снимались.


Ки.15-II||
Размах:||12,0 м
Длина:||8,7 м
Моторы, количество х мощность:||1x900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5470 кг
Максимальная скорость:||510 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||2400 км

Mitsubishi Ki-15 (армейский разведчик Тип 97, C5M)

Ki-15 создавался по выпущенному в 1935 году техническому заданию японской Армии на двухместный самолет-разведчик. Построили два прототипа - один гражданский и один военный, который поднялся в воздух в мае 1936 года. Испытания проходили гладко, и самолет был заказан в серию под обозначением "армейский разведчик Тип 97 Модель 1"(Ki-15-I), первые машины были поставлены Армии в мае 1937 года. Незадолго до этого гражданский прототип перелетел из Тачикавы в Лондон, чтобы доставить снимки и кинохронику о коронации Георга VI. После этого перелета небольшое число гражданских машин, получивших обозначение Karigane I, было куплено японскими авиакомпаниями.
   Задействованные в войне с Китаем армейские Ki-15-I чувствовали себя в небе вполне спокойно и уверенно, но только до появления у противника советских истребителей И-16. Поэтому характеристики машины срочно повысили, оснастив ее 900-сильным (671 кВт) двигателем Mitsubishi Ha-26-I. Усовершенствованный Ki-15-II был принят на вооружение в 1939 году. По той же причине требовалось повысить характеристики самолета еще больше, и на испытания поступили два прототипа Ki-15-III с радиальным ПД Mitsubishi 102 мощностью 1050 л. с. (783 кВт). Но в серию они не пошли, так как в разработке уже находились машины с более высокими данными. Японский флот приобрел 20 Ki-15-II, присвоив им обозначение "морской разведчик Тип 98 Модель 1" (C5M1), и еще 12 самолетов с моторами Nakajima Sakae 12 мощностью 950 л. с. (708 кВт) под обозначением C5M2. Получивший у США и их союзников кодовое обозначение "Babs", Ki-15/C5M был построен в количестве 489 самолетов всех вариантов и в 1943 году переведен в подразделения второй линии. Позднее многие уцелевшие машины были задействованы в атаках камикадзе.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Mitsubishi Ki-15-I

   Тип: двухместный разведчик
   Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-8 мощностью 640 л. с. (477 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 480 км/ч; потолок 11400 м; дальность полета 2400 км
   Масса: пустого 1400 кг; максимальная взлетная 2300 кг
   Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 8,70 м; высота 3,35 м; площадь крыла 20,36 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет на турели в задней кабине
Ки.15-I "Камикадзе", совершивший в 1937 году перелет из Японии в Лондон.
Ки.15-I - 18-я отдельная эскадрилья (докурицу чутай) японских ВВС. Ханькоу (Китай), 1939г.
Mitsubishi Ki-15-I из 1 -го чу тая (эскадрильи) 15-го Хикосентая (полка) Императорской Армии Японии.
Ки-15-I, который совершил аварийную посадку у города Спасск 11 февраля 1940 г.
Ки.15-II - 16-я отдельная эскадрилья японских ВВС. Китай, 1939г.
Ки.15-II - 1-я эскадрилья 8-го авиаполка японских ВВС. Моламьяйн, Бирма, февраль 1942г.
C5M-2 - авиагруппа "Кисарацу" японского ВМФ, 1943г.
Ки-15-I в полете. Вокруг задней части фюзеляжа нанесена так называемая "боевая полоса" - свидетельство того, что данная машина принадлежит подразделению, участвующему в боевых действиях.
Ки-15-I в стандартной для японской армейской авиации 30-х годов светло-серой окраске с черным капотом.
Профилактический осмотр силовой установки Ки-15-II на полевом аэродроме. Хорошо видна характерная "юбка" охлаждения двигателя, отличающая машины второй модификации.
Ки.15-I на аэродроме Кумагая (Япония) (в летной школе в Кагамигахаре)
Ки.15 в двухцветном коричнево-зеленом камуфляже на одном из прифронтовых аэродромов Китая. Диагональная полоса на фюзеляже передней машины означает, что данный самолет принадлежит командиру чутая (эскадрильи).
Морской вариант Ки.15-ко с мотором Ха.26-I, получивший обозначение C5M1.
Прототип второй морской модификации морского разведчика C5M2 с трехлопастным винтом.
Ракурсы Ки.15-II. Самолет в светло-серой заводской окраске, на которой пока отсутствуют какие-либо эмблемы и обозначения.
The Mitsubishi "Karigane" High-performance Monoplane (550 h.p. Nakajima "Kotobuki III" engine).
Divine Wind.
Этот самолет J-BAAL с названием "Камикадзе" ("Божественный ветер") принадлежал одной из ведущих японских газет - "Асахи Симбун".
Mitsubishi Karigane I, the civil version of the Ki-15.
Гражданский вариант Ки.15 "Камикадзе", совершивший весной 1937 года скоростной дальний перелет из Токио в Лондон.
Ки.15-II в полете
Pilot's and navigator's cockpits. Note, in the latter, the fuel tanks, drift window, windows in the fuselage sides, radio and flying instruments.
Самолет Ки.15-I, разбившийся на советской территории в районе Благовещенска (г. Спасск ?) 12 (11?) февраля 1940 года.
Раненый японский летчик, получивший травму головы при аварийной посадке, у своего Ки-15-Ко. Район Спасска, февраль 1940 г.
Mitsubishi Ki.15-II