Consolidated PB4Y-1/Liberator GR
Варианты:
Consolidated - PB4Y-1/Liberator GR - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Описание:
PB4Y-1/Liberator GR
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии

PB4Y-1/Liberator GR

Дальний морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси. Морской вариант тяжелого бомбардировщика B-24. Последний был создан в КБ "Консолидэйтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, совершил первый полет 29 декабря 1939 г. Серийное производство было развернуто в декабре 1940 г. Самолет строился на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форд мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Как противолодочный самолет и морской разведчик, "Либерэйтор" состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании с мая 1941 г., ВВС армии США - с февраля 1942 г., ВМФ США - с августа 1942 г., ВВС Канады - с конца 1942 г.
Впервые переделка "Либерэйтора" в патрульно-противолодочный самолет была предпринята в Великобритании в мае 1941 г. Впоследствии там появились следующие специальные модификации:
   - "Либерэйтор" I с моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7;
   - "Либерэйтор" GR.III на базе бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение 2x12,7+9x7,69, 8хНУР;
   - "Либерэйтор" GR.V на базе B-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7;
   - "Либерэйтор" GR.VI на базе B-24H, аналогичный GR.V;
   - "Либерэйтор" GR.VIII на базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию.
С июля 1941 г. противолодочные "либерэйторы" разместили на базах в Северной Ирландии для патрулирования Атлантики. Береговое командование первоначально применяло для охоты за субмаринами не переделанные бомбардировщики модификаций II, III и IIIA.
В США завод "Консолидэйтед" в Сан-Диего с августа 1942 г. строил специально для морской авиации самолет PB4Y-1, отличавшийся от B-24 оборудованием. PB4Y-1 изготовлялись на базе модификаций D, J, L и М и имели все внешние черты данных вариантов, выделяясь только вооружением. Поздние модификации комплектовались носовой турелью "Эрко", на самолетах ВВС не встречавшейся.
Моторы R-1830-43, с варианта на базе B-24J - R-1830-65. Вооружение всех PB4Y-1 10-11x12,7, бомбы до 5800-5900 кг (у английских модификаций бомбовая нагрузка та же). Экипаж - 7-9 чел.
Всего выпущено 977 экз. PB4Y-1 без транспортных вариантов RY-1 и RY-2.
С сентября 1942 г. эти самолеты появились в Исландии, откуда начали контролировать судоходный маршрут из портов США в Англию. Позднее были размещены также на Ньюфаундленде и в Великобритании. Это позволило полностью "перекрыть" Северную Атлантику.
Активно участвовали в боевых операциях на Тихоокеанском театре, в том числе как дальние разведчики и тяжелые бомбардировщики, в частности, при работе по целям на о. Новая Британия.
B-24 с РЛС использовали для патрулирования моря и побережья США до августа 1943 г. и ВВС армии. Позднее их передали флоту под той же маркой PB4Y-1.
Производство "либерэйторов" прекратили в июне 1945 г. В США PB4Y-1 сняли с вооружения в 1951 г., в Великобритании GR.VIII - в 1947 г.


PB4Y-1||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27300 кг
Максимальная скорость:||485 км/ч
Практический потолок:||9800 м
Дальность:||4560 км

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   Большинство Liberator Mk III/IIIA находились в распоряжении Берегового командования, всего ими были оснащены 12 эскадрилий. Некоторые из 122 машин прошли широкую модификацию в Великобритании, на них установили РЛС ASV с антеннами в подфюзеляжных обтекателях, прожектор Leigh и увеличили объем топливной системы, но количество вооружения, степень бронезащиты и бомбовая нагрузка уменьшились. Самолеты обозначили Liberator GR.Mk V, часть из них оснастили небольшими крыльевидными горизонтальными пилонами в передней части фюзеляжа для восьми неуправляемых ракет.
   ВВС США также использовали B-24D для противолодочных операций, и в 1942 году ВМС получили небольшое количество таких машин под обозначением PB4Y-1. Но в конце августа 1943 года Противолодочное командование ВВС расформировали, а самолеты передали ВМС в обмен на равное число машин в конфигурации бомбардировщика. Поступившие от ВВС B-24, оснащенные РЛС ASV, получили обозначение PB4Y-1.
<...>
   Основным серийным вариантом являлся B-24J - с пяти производственных линий сошло 6678 таких самолетов. От B-24H он отличался незначительными изменениями. Поставленные по ленд-лизу британским ВВС B-24H и B-24J обозначались Liberator GR.MkVI, если предназначались для противолодочной службы и морской разведки, или Liberator B.Mk VI, если использовались на Ближнем и Дальнем Востоке как тяжелые бомбардировщики. Самолеты ВМС США назывались PB4Y-1.
<...>
Liberator GR I (AM926) of No 120 Sqdn, RAF Coastal Command based at Aldergrove. N Ireland, late 1942.
Liberator GR.Mk I. Двадцать патрульных самолетов Consolidated Model 32 были поставлены RAF в 1941 году. Доработанные до стандарта Liberator GR.Mk I, они были переданы 120-й эскадрилье в Альдергруве. С полностью заправленными баками Mk I имел радиус патрулирования 3700 км. Самолет AM926 "F-Freddie" из 120-й эскадрильи нес под фюзеляжем четыре 20-мм пушки и был оснащен РЛС ASU.Mk II.
Liberator GR V (FL981) of No 224 Sqdn, RAF Coastal Command. November 1942.
Liberator GR VI (KG869) of No 547 Sqdn, RAF Coastal Command, based at Leuchars, Fife, late in 1944.
Liberator Mk VI из 355-й эскадрильи, воевавшей в Индии. Ее самолеты наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам, нефтепромыслам и кораблям, экипажи часто выполняли полеты протяженностью в 3200 км.
Британский Liberator GR.Mk VI - это B-24J с такой же стрелковой установкой в носовой части. Самолет характеризовался убирающимся подфюзеляжным обтекателем с РЛС ASV в задней части фюзеляжа.
Liberator B VI (TS520) of No 223 Sqdn. No 100 Group, based at Oulton, Norfolk, in August 1944.
PB4Y-1 of US Navy Patrol Bomber Sqdn VPB-110 based in Devon (winter 1944).
PB4Y
Один из первых морских "Либерейторов", прибывших на Гуадалканал в 1943г.
PB4Y-1 возвращается с патрулирования на аэродром Данксуилл (Англия)
PB4Y-1 BuNo 32032 of VPB-103 flying over Colebrook, Devon, similar to Lt Alexander's Liberator. This particular aircraft was also lost off the Spanish coast when it attacked and sank U-508 on November 12, 1943.
PB4Y-1 BuNo.32032 из эскадрильи VB-103 (Данксуэлл, графство Девоншир), который был сбит 12 ноября 1943 года во время атаки подлодки U-508, которая была все же потоплена.
Первые PB4Y-1 представляли собой доработанный вариант B-24D
Разведчик PB4Y-1P из эскадрильи VPB-61 в районе Сан-Диего, 1947 г. Именно это крыло большого удлинения обеспечивало PB4Y-1 уникальную дальность полета. Носовая турель - ERCO
Японский транспорт в 3000 брт горит после удара PB4Y-1
AM910, one of a small batch of Liberator Is which served with Coastal Command, showing the radar aerial array and ventral machinegun trough.
Liberator GR.Mk III (и один GR.Mk V) из 120-й эскадрильи базировались в Альдергрове, Северная Ирландия. Вплоть до середины 1944 года машины этой модификации составляли ядро патрульной авиации Берегового командования. Обратите внимание, что на самолетах установлены РЛС разных типов, отличающиеся видом и расположением антенн
GR.V
"Либерэйтор" GR.V канадских ВВС с антенной РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа
Liberator GR.Mk V. После того, как Командование береговой обороны британских ВВС модернизировало самолеты Liberator Mk III и Mk IIIA, они получили обозначение GR.Mk V, а также улучшенные РЛС и прожекторы для ночной охоты на подводные лодки, некоторые несли под крыльями реактивные снаряды.
ROCKET-CARRYING LIBERATOR. Among the interesting weapons experimentals of the last war was the Liberator GR.5 with rocket sponsons just forward of the bomb-bay. The machine depicted is FL927/G with two separate ASV installations and an under-wing Leigh light. The Liberator's rockets were intended for use against surfaced submarines, the A.A. fire of which at one time prevented aircraft getting near enough for the kill. Parallel experiments were those with various 57-mm. gun installations.
A Liberator G.R.VI with ASV aerials under the wings and on the fuselage; a chin radome; and eight R.P. on stub wing fairings.
GR.VI
"ZZ" - кодировка самолета Liberator Mk VI из 220-й эскадрильи. От B-24J модификация GR.Mk VI поставки 1944 года отличалась убираемой поисковой РЛС сантиметрового диапазона, смонтированной в фюзеляже ближе к хвостовой части.
"Либерэйтор" GR.VI из 220-й эскадрильи английских ВВС. В верхней части снимка виден прожектор "Ли" под крылом соседней машины
A coastal Command Liberator of No 224 Sqn at St Eval in 1943.
В 1944-1945 годах самолеты Liberator Mk VI из 99-й эскадрильи "Madras Presidency" выполняли дальние рейды с аэродрома в предместье Калькутты, ас июля 1945 года - с Кокосовых островов в Индийском океане.
A Liberator crew member hands over an F24 aerial camera to a photographer - the aircraft had been patrolling over the Indian Ocean early in 1945.
PB4Y-1
PB4Y-1. Аналог B-24J, поставлявшийся в ВМС США, имел обозначение PB4Y-1. Обычно стандартная носовая пулеметная турель Consolidated заменялась на турель Erco.
PB4Y-1P с носовой турелью ERKO, не устанавливавшейся на самолетах для ВВС армии США
A formation of Consolidated PB4Y-1Ps of VP-61 survey in Alaska in 1948.
 
Consolidated PB4Y-1 Liberator
Upper surfaces of PB4Y-1 of US Navy Patrol Bomber Sqdn VPB-110 and TS520.