Kyushu Q1W Tokai
Страна: Япония
Год: 1943


Противолодочный самолет
Описание:
Q1W Tokai
Kyushu Q1W Tokai
Фотографии

Q1W Tokai

Ближний морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, двухмоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Кюсю хикоки" под руководством инженера Нодзири. Опытный (точнее головной серийный) экземпляр Q1W1 поднялся в воздух в сентябре 1943 г. Серийное производство было развернуто к концу 1944 г. на заводе "Кюсю" в Зассенокума с изготовлением отдельных узлов на других предприятиях фирмы. Всего выпущено 153 экз.
Экипаж 3 чел. Моторы GCK2C ("Амакадзе" 31). Вооружение 1x7,69, бомбы до 500 кг на наружной подвеске. Часть самолетов оборудована РЛС или детекторами магнитных аномалий.
Самолет поступил на вооружение японской морской авиации весной 1944 г.
Выпускались две основные модификации:
   - Q1W1 (модель 11), цельнометаллической конструкции;
   - Q1W2 (модель 21), с деревянной хвостовой частью.
С весны 1944 г. самолеты "Токай" были размещены на базах в Японии, на Тайване и в прибрежных районах Китая для прикрытия судоходных путей, ведущих из Индонезии и Малайи в Японию. Они осуществляли поиск и уничтожение подводных лодок, вели ближнюю разведку (днем и ночью).
Производство прекращено в августе 1945 г. Самолет состоял на вооружении авиации ВМФ вплоть до капитуляции Японии.


Q1W1||
Размах:||16,0 м
Длина:||12,08 м
Моторы, количество х мощность:||2x610 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5318 кг
Максимальная скорость:||320 км/ч
Практический потолок:||4490 м
Дальность:||1460 км

Kyushu Q1W Tokai

Растущее количество подводных лодок противника и действия их уже в водах метрополии заставили японское военное командование рассмотреть вопрос о создании специализированного противолодочного самолета. Соответствующие тактико-технические требования были подготовлены в 1942 году, они предусматривали создание самолета с большим боевым радиусом.
   В ответ на эти требования конструкторы "Watanabe Ironworks Company" (затем "Kyushu") разработали проект противолодочного самолета, которому присвоили обозначение Q1W. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан, оснащенный двумя звездообразными двигателями Hitachi GK2C Amakaze 31, с экипажем из трех человек, которым был обеспечен максимально возможный и удобный обзор из кабины.
   Самолет Q1W планировалось оснастить новой поисковой РЛС, но в итоге машины получили старую и малоэффективную РЛС, правда, дополненную магнитометром. В качестве средств поражения подлодок самолет нес две 250-кг глубинные бомбы, для самообороны имелся один 7,7-мм пулемет, также была возможность поставить в носовой части 20-мм пушку.
   Прототип поднялся в воздух в сентябре 1943 года, почти сразу были выявлены некоторые проблемы, которые были оперативно устранены. После этого командование японских ВМС разместило заказ на самолеты Q1W1 - вначале 1944 года был подписан контракт на поставку патрульных самолетов, названных Tokai.
   Q1W поступил в эксплуатацию в 1944 году, но показал себя неэффективным противолодочным самолетом. Малая скорость и недостаточное вооружение сделало его желанной целью для летчиков противника (обозначение союзников - "Lorna"). В итоге было построено всего 153 самолета, включая небольшое количество машин варианта Q1W2 Tokai Model 21 - модификации с деревянной хвостовой частью фюзеляжа, а также один опытный самолет Q1W1-K Tokai Ren - четырехместная машина полностью деревянной конструкции для лучшей работы операторов БРЭО.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kyushu Q1W1

   Тип: противолодочный самолет
   Силовая установка: два двигателя Hitachi GK2C Amakaze 31 мощностью по 610 л. с. (459 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1340 м - 320 км/ч; практический потолок 4500 м; дальность 1340 км
   Масса: пустого 3100 кг; максимальная взлетная 5315 кг
   Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 12,09 м; высота 4,12 м; площадь крыла 38,20 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Type 92 для обороны задней полусферы, плюс две 250-кг глубинные бомбы или авиабомбы; одна или две 20-мм пушки в носовой части - как вариант
Патрульный самолет Q1W1
Q1W1 на аэродроме
Самолеты Q1W действовали с баз на территории Японии, Формозы (Тайвань) и Китая. Основной их задачей была защита караванов судов от атак вражеских подлодок.
Kyushu Q1W1 Tokai
The Watanabe "Lorna" 11 Patrol Monoplane.