Григорович М-9 / М-19 / М-23
Варианты:
Григорович - М-9 / М-19 / М-23 - 1915 - Россия
Страна: Россия
Год: 1915
Летающая лодка

Одномоторная летающая лодка разведчик/бомбардировщик прибрежного действия
Описание
Фотографии
М-9 Д. П. Григоровича

   Прототипы М-6, М-7 и М-8 стали попытками Д.П. Григоровича построить лодку, более крупную, чем М-5, и с более мощным мотором. Первый гидроплан М-9 успешно прошел испытания в Баку с декабря 1915 года по январь 1916 года.Экипаж летающей лодки состоял из двух или трех человек. Летчик и наблюдатель размещались бок о бок в передней части корпуса, в носовой оконечности корпуса была оборудована кабина стрелка. Площадь рулей гидросамолета М-9, в сравнении с М-5, увеличена.
   Основной вариант М-9 оснащался звездообразным мотором водяного охлаждения Salmson Canton-Unne мощностью 150 л. с., хотя в качестве альтернативы ставились 220-сильные моторы Renault или 140-сильные Hispano-Suiza. М-9, известная также как ЩМ-9 и "Гидросамолет 9", стала одной из самых удачных одномоторных летающих лодок Первой мировой войны; построено более 500 таких машин. Самолеты использовались как разведчики и бомбардировщики на Балтике против Германии, а на Черном море воевали с турецким и другими, союзными Германии, флотами.
   В начале 1915 года в состав Черноморского флота вошли гидроавиатранспорты "Александр I" и "Николай I", из которых была сформирована дивизия гидрокрейсеров. На каждом гидроавиатранспорте базировались по восемь гидропланов, сначала это были Curtiss F и М-5 Григоровича, а с середины 1916 года - М-9. Лодки опускали и поднимали с воды большим корабельным краном. Позже в гидроавиатранспорты перестроили несколько захваченных румынских судов, на которых стали базироваться по нескольку М-9. Лодки М-9, действуя с кораблей и гидродромов, интенсивно принимали участие в боевых действиях. Летом 1916 года на нескольких М-9 для борьбы с надводными целями установили по одной 37-мм пушке Oerlikon или Hotchkiss.
   Лодки М-9 активно применялись на Балтийском море, в том числе с гидрокрейсера "Орлица", с баз на острове Сааремаа и в Таллине. В июне 1916 года девятка самолетов М-9 с береговой базы Кильконд, ведомая пионером полярной авиации Яном Нагурским, нанесла удар по германской авиабазе в Ангерне. На перехват российских самолетов поднялись германские истребители. Уходя от преследователя, Ян Нагурский впервые в истории авиации выполнил "петлю" на гидросамолете. Повторно "петлю" Нагурский выполнил над своей базой 17 сентября 1916 года.
   М-9 применялись и в годы гражданской войны. Именно М-9 с наибольшим успехом применялись в Красной Армии. Специальные баржи, на которых базировались гидросамолеты, действовали на Дону и Волге. Летающие лодки спускались и поднимались по откидным слипам.
   М-9 эксплуатировались до середины 1920-х годов. Финляндии в 1918 году достались девять М-9 и одна М-5, последнюю лодку М-9 финны списали в 1918 году.


Варианты

   М-19: Д.П. Григорович работал на заводе Щетинина до марта 1918 года. В этот период был построен прототип М-19, разработанный на основе М-9, но с размахом крыла 13,00 м, длиной 8,50 м и площадью крыла 48,00 м2, с мотором Salmson мощностью 160 л.с.
   М-23бис: в 1923 году Д. П. Григорович спроектировал на основе М-9 лодку М-23 с мотором Fiat. Небольшое количество доработанных лодок М-23бис были построены в 1924 году авиазаводом № 3 в Ленинграде. На М-23бис установили мотор Fiat мощностью 280 л.с.; размах крыла составлял 12,50 м, площадь крыла - 45,80 м2, взлетная масса - 1650 кг


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   М-9

   Тип: одномоторная летающая лодка разведчик/бомбардировщик прибрежного действия
   Силовая установка: 9-цилиндровый звездообразный мотор Salmson Canton-Unne мощностью 150 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 110 км/ч; практический потолок 3000 м; продолжительность полета 3 ч 30 мин
   Масса: пустого 1060 кг; максимальная взлетная 1540 кг
   Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 9,00 м; площадь крыла 54,80 м!
   Вооружение: один 7,62-мм пулемет или одна 37-мм пушка, до 100 кг бомб
М-9 авиации Черноморского флота. Севастополь, 1916 г.
М-9 Балтийского флота. Станция Церель, осень 1916 г.
М-9, использовавшаяся в годы Гражданской войны в составе Белой армии
Летающая лодка Григоровича М-9
При больших размерах и более мощном моторе площадь хвостового оперения летающей лодки М-9 осталась такой же, как у М-5.
М-9 (серийный №1551) с опознавательными знаками Красного Воздушного флота (красная звезда, накрашенная на старую русскую кокарду). Ораниенбаум, 1920 г.
Shchetinin M-9.
Летающая лодка М-9 на берегу реки Иртыш. 1919 г.
Летающая лодка Григоровича М-9
М-9 в летной школе в Ораниенбауме
Баржа - гидроавиатранспорт Волжской военной флотилии "Коммуна" и ее буксир - пароход "Самородок"
М-9 с бортовым номером "8" спускают с плавучей баржи на воду. На борту лодки видна подвешенная авиабомба. Самарский авиадивизион, лето 1919 г.
Летающие лодки М-9 на борту баржи "Коммуна"
Летающие лодки М-9 на борту гидрокрейсера "Александр-I". Черное море 1916 г.
Гидроавиатранспорт "Орлица" с летающими лодками М-9 на борту
М-9 Красного Воздушного флота с серийным номером 1710 и едва различимой цифрой "9" на борту наглядно демонстрирует расширение корпуса лодки в нижней части
Балтийская летающая лодка М-9 (ЩС-26) с бортовым номером "26" в сентябре 1916 г. базировалась на станции Церель. Благодаря простоте и достаточно высоким лётным данным эти машины оставили заметный след в морской авиации России, став на её начальном этапе настоящими «рабочими лошадками».
Пулеметная установка на М-9
37-мм пушка на вооружении М-9
Вариант установки пулемета "Виккерс" в носовой части М-9
Наследие Российской Империи - летающая лодка Григоровича М-9 (1922г.)
М-9, захваченные австрийскими войсками на Черном море летом 1918 г.
Силовая установка М-9, состоящая из двигателя "Сальмсон" с радиаторами охлаждения типа "Хазет". Бакинская школа авиации
Двигатель "Сальмсон" на М-9 оснащен коробчатыми радиаторами охлаждения. Почти в центре нижнего крыла заметен манометр топливного бака, развернутый своим "лицом" к левому пилоту
Установка двигателя "Сальмсон" на самолет М-9 при помощи подъемного механизма в присутствии фотографа собрала всех находящихся поблизости механиков
Летающая лодка М-9 бис с двигателем "Рено" имела большую осадку и при рулении "зарывалась" в воду
Силовая установка летающей лодки М-9бис с двигателем "Рено" мощностью 220 л.с. и секционными радиаторами охлаждения
Постройка первого опытного М-9 на ПРТВ в 1915 г. Заметным отличием данного экземпляра являлся сферический обтекатель топливного бака и двигателя "Сальмсон"
Панорама сборочного цеха ПРТВ представляет два строящихся ранних М-9, оборудованных боковыми "жабрами"
Летающая лодка М-24 N 1727 "Коммуна". На заднем плане едва заметна лодка М-9 первых выпусков с боковыми "жабрами"
Рабочий демонстрирует макет носовой кабины летающей лодки М-9 с 37-миллиметровым орудием Обуховского завода, Санкт-Петербург, май 1917г.
М-9