Changhe WZ-10
Страна: Китай
Год: 2003
Вертолет

Двухместный боевой вертолет
Описание
Фотографии
Changhe Z-10

   Китайский боевой вертолет Changhe Z-10 (иногда ошибочно называемый WZ-10) предназначен, прежде всего, для борьбы с танками, но может также вести воздушный бой. Хотя первые прикидки Z-10 были сделаны еще в 1979 году, к полномасштабной разработке приступили только в середине 1990-х годов, первый полет прототипа состоялся 29 апреля 2003 года, а поступление на вооружение было запланировано в 2008-2009 годах. Хотя Z-10 является первым специализированным боевым вертолетом собственной китайской разработки, для проектирования пятилопастного несущего и четырехлопастного рулевого винтов был привлечен концерн "Eurocopter", а трансмиссии - фирма "Agusta-Westland".
   Z-10, в конструкции которого широко используются композиционные материалы, имеет стандартную для боевых вертолетов компоновку - узкий фюзеляж, неубирающееся шасси с хвостовой опорой и ступенчатое тандемное расположение кабин (оператор сидит впереди и ниже пилота). Для снижения радиолокационной заметности панели фюзеляжа установлены наклонно. Большая часть датчиков (система FLIR и ночная ТВ-система) смонтированы на подвижной установке в носовой части. В состав вооружения входят 30-мм пушка на подвижной установке под носовой частью фюзеляжа, а на четырех пилонах под крылом вертолет может нести различные средства поражения общей массой до 1500 кг. К ним относятся противотанковые ракеты HJ-9, новейшие ракеты HJ-10 аналогичного назначения, ракеты "воздух-воздух" малой дальности TY-90 и блоки НУРС.
   Как полагают, на Z-10 проходили испытания три типа двигателей, наиболее подходящими из которых оказались Pratt & Whitney Canada PT6C-67C, но на серийных машинах будут устанавливаться двигатели WZ-9 китайской разработки. Вертолет, вероятно, имеет электродистанционную систему управления, оснащен нашлемным прицелом, РЛС, системой предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, блоком постановки ИК-помех и автоматом сброса ложных целей.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Changhe Z-10

   Тип: двухместный боевой вертолет
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Pratt & Whitney Canada PT6C-67C или WZ-9 мощностью по 1285 эл. с. (958 кВт)
   Летные характеристики (в зависимости от типа силовой установки): максимальная скорость на оптимальной высоте 230-270 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 115-120 км/ч; начальная скороподъемность 660 м/мин; потолок 6400 м; перегоночная дальность полета до 800 км; максимальная продолжительность полета 3 ч 45 мин; боевая продолжительность полета 2 ч 45 мин
   Масса (в зависимости от типа силовой установки): пустого 5100-5500 кг; максимальная взлетная 6500-7500 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 13 м; длина 14,15-14,20 м в зависимости от типа установленной навигационной РЛС; высота без надвтулочного контейнера 3,84 м; площадь, ометаемая винтом, 132,73 м2
   Вооружение: см. текст
Опытные вертолеты Z-10
С 13 по 18 ноября 2012г. на проходившей в г. Чжухае (КНР) авиационно-космической выставке Airshow China-2012 были впервые представлены китайские ударные вертолеты. WZ-10 (на фото) предназначен для огневой поддержки сухопутных войск на поле боя, обладает высокой маневренностью, может оснащаться высокоточным оружием классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", выполнять полеты в дневных и ночных условиях.
The Changhe WZ-10 fire support and anti-tank helicopter made its public debut at Airshow China held at Zhuhai in Guangdong province in November 2012. The type is currently the primary attack helicopter of the People's Liberation Army Aviation Corps, having first entered service with the 5th Army Aviation Regiment at Huzhou in the Nanjing Military Region. A second unit has recently received the helicopter, possibly the 9th Army Aviation Regiment at Shenyang-Dongta. WZ- 10s and Z-19s from a unit based in the Shenyang Military Region conducted air-to-ground missile firing over a range in the south of Liaoning province on November 12. LH95102, seen here, is either a pre-production or early production aircraft.
This Z-10 features a new-style sensor suite with a drum-shaped targeting system and pilot night vision sensor assembly, housed in a ball turret above the nose.
No fewer than 60 Z-10s are now in service with the Chinese People's Liberation Army Air Force, the main battlefield support force for use in joint operations.
Обратите внимание на нашлемную систему отображения информации у оператора вертолета
Since March 2014, the Z-10A has participated in amphibious operations including deployments embarked aboard the People’s Liberation Army Navy's amphibious transport dock ship Kunlun Shan (998).
A four-ship of Z-10s in close 'front' formation. The helicopters are in the initial production configuration with the old-style sensor suite. The machine nearest the camera carries additional fuel tanks and rockets while the next is armed with the KD-10 anti-tank missile.
The Z-10A is the standard attack helicopter in service with all Army Aviation Brigades and is often used in conjunction with the smaller Z-19.
A Z-10 group seen at a forward operating location undergoing field maintenance.
Two of the newly arrived Pakistan Army Aviation Corps Changhe Z-10 attack helicopters awaiting re-assembly at Qasim Army Aviation Base in Pakistan.
The KD-10 anti-tank missile is a semi-active laser homing weapon, resembling the early US AGM-114 Hellfire missile.
Z-10K
Боевой вертолет Z-10K
It is highly likely that the Z-10K operated by the People's Liberation Army Air Force Airborne Corps, recognisable by its three-tone colour scheme, is the baseline design for the Z-10ME.
The Z-10ME prototype was revealed in late September 2018. This photo shows the revised ammunition supply chain and the revised engine intakes fitted with sand-filters.
Третий прототип Z-10, вооруженный противотанковыми ракетами HJ-10. Блок датчиков в носовой части значительно компактнее, чем на ранних машинах.
Один из опытных WZ-10
Опытный Z-10 с двигателями PT6C-67C во время испытаний
Z-10 с блоками НУРС на внутренних пилонах крыла, ракетами "воздух-земля" HJ-10 на внешних и ракетами "воздух-воздух" PL-90 но законцовках
Армейский боевой вертолет WZ-10
Пара вертолетов Z-10 ведет огонь НУРС на учениях НОАК
Подвижная пушка и блок датчиков прицельной оптико-электронной системы.
Продувка модели Z-10 в аэродинамической трубе
Two views of Project 941's tests in an aerodynamic tunnel in Russia, undertaken by Kamov in the mid- 1990s.
Проект 941
A three-view design drawing of Project 941, signed in the lower right corner by Kamov's designer general, Dr Sergey Mikheev, and dated January 11, 1996.
WZ-10 (борт. N 034)
WZ-10 (борт. N 03 до и после доработки)
Камов проект "941"; Z10-03ZT-001; Z-10 серийный