North American B-25G/H / PBJ-1H
Варианты:
North American - B-25G/H / PBJ-1H - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Описание:
B-25G/H / PBJ-1H
PBJ-1
North American B-25 Mitchell
Фотографии

B-25G/H / PBJ-1H

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 3 - 6 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса и Дж.Этвуда. Опытный образец NA-40-1 совершил первый полет в Январе 1939 г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-сити начато в июле 1940 г. Всего выпущено 5815 экз.
Состоял на вооружении в США с января 1941 г., в СССР - с апреля 1942 г., в Великобритании - с сентября 1942 г., в Китае, Австралии, Канаде, Бразилии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - B-25 с вооружением 3x7,62+1x12,7, моторы R-2600-9, бомбовая нагрузка 1090 кг;
   - B-25A, усовершенствованный вариант с протектированными бензобаками и бронезащитой, бомбовая нагрузка 1360 кг;
   - B-25B ("Митчелл" I) с вооружением 1x7,62+4x12,7, для морской авиации выпускался вариант PBJ-1 (часть машин оснащалась РЛС);
   - B-25C (он же PBJ-1C и "Митчелл" II), с моторами R-2600-13, автопилотом, с С-5 вооружение 6x12,7;
   - B-25D (PBJ-1D, "Митчелл" II), аналог B-25C, выпускался в Канзас-сити, с D-5 вооружением 6x12,7, с D-30 - 9x12,7:
   - B-25G (PBJ-1G), штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7, с G-5 - 1x75+7x12,7;
   - B-25H (PBJ-1H), штурмовик с вооружением 1x75+10x12,7 (с наружными контейнерами - 1x75+14x12,7), бомбовая нагрузка 1460 кг;
   - B-25J (PBJ-1G) с моторами R-2600-29 и измененным расположением вооружения 8(12)х12,7, в штурмовом варианте - 18x12,7, бомбовая нагрузка до 1820 кг.
С декабря 1941 г. B-25 применялись для патрулирования побережья США. В феврале 1942 г. был осуществлен рейд группы Дулиттла на города Японии с авианосца "Хорнет". С апреля 1942 г. B-25 проводили налеты из Австралии на Новую Гвинею. С июня 1942 г. машины этого типа применялись в Китае, с августа - в Северной Африке, с сентября - в Индии, с декабря - на Аляске (налеты на острова Кыска и Атту, занятые японцами). С конца 1942 г. это основной средний бомбардировщик на Тихоокеанском театре.
В СССР использовались с августа 1942 г. на Западном фронте, затем до конца войны - в частях авиации дальнего действия. Отдельные машины имелись также в авиации ВМФ (как разведчики). Английская авиация применяла "Митчелл" с января 1943 г. в Европе.
Самолет снят с производства в конце 1945 г. Снят с вооружения в США в 1948 г., в СССР -в 1952-1953 гг., в Великобритании - в 1946 г.

PBJ-1

Торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающееся шасси. Морской вариант среднего бомбардировщика B-25 был спроектирован в КБ "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р. Раиса и Дж. Этвуда. Опытный бомбардировщик NA-40-1 совершил первый полет в январе 1939г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-Сити развернуто в июле 1940г.
В 1942 г. между армией и флотом США было заключено соглашение о передаче части самолетов сухопутных типов для морской авиации. С января 1943 г. начался выпуск модификации PBJ-1 для авиации ВМФ, отличавшейся от бомбардировщика B-25 оборудованием. Часть самолетов была оснащена РЛС и торпедной подвеской. Всего изготовлено 706 PBJ-1 разных вариантов.
Выпускались основные модификации:
   - PBJ-1 на базе бомбардировщика B-25B с моторами R-2600-9, вооружение 4x12,7+1x7,62, бомбы до 1360 кг;
   - PBJ-1C на базе B-25C с моторами R-2600-13, вооружение 4x12,7+ 1x7,62 или 6x12,7, бомбы до 1360 кг;
   - PBJ-1D на базе B-25D, аналогичен PBJ-1C, но изготовлялся в Канзас-Сити, большая часть самолетов оснащена РЛС;
   - PBJ-1H на базе B-25H, штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7 или 1x75+14x12,7, бомбы до 1460 кг;
   - PBJ-1J на базе B-25J с моторами R-2600-29, вооружение 8 - 12x12,7, бомбы до 1820 кг.
Экипаж различных модификаций - 4-6 чел.
Впервые армейские B-25 были привлечены для патрулирования у побережья США в декабре 1941 г. Морские PBJ-1 поступили на вооружение строевых частей в марте 1943 г. На фронте впервые использованы в декабре 1943 г. на о. Эспириту-Санто как патрульно-противолодочные. Позднее они действовали как дневные и ночные бомбардировщики против целей на Новой Гвинее. Самолеты бомбили японские базы в Рабауле и Кавиенге. В наступательных операциях PBJ-1 применили в марте 1944 г. сначала на о. Стерлинг. Позднее они часто поддерживали высадку десантов и продвижение войск на суше.
В качестве торпедоносцев PBJ-1 начали применяться в районе о-вов Бонин и Иводзима. Мелкие суда уничтожались также пушечно-пулеметным огнем и ракетами.
Морские "митчеллы" участвовали в боях за Сайпан, Иводзиму, Филиппины и Окинаву. В конце войны они совершали налеты и на саму Японию. В основном ударам подвергались верфи, портовые сооружения и суда на стоянках на о-вах Кюсю и Хонсю.
С целью подрыва судоходства противника самолеты совершали дальние рейды к о-вам Тайвань и Хайнань, северному побережью Китая, в Цусимский пролив и к берегам Кореи. Всего в войне приняли участие 15 эскадрилий авиации Корпуса морской пехоты США, вооруженных PBJ-1.
Небольшое количество B-25 (в основном B-25G) служило в разведывательных полках советской морской авиации в 1944-1945 гг.
Самолет сняли с производства в конце 1945 г. Флот США снял его с вооружения в 1948 г.

North American B-25 Mitchell

<...>
   Один экспериментальный самолет XB-25G, вооруженный 75-мм полевым орудием (устанавливалось в носовой части), стал прототипом "противокорабельного" самолета B-25G (построено 405 машин), вооруженного 75-мм орудием M4 и шестью пулеметами. Данные самолеты активно использовались американскими Вооруженными силами на Дальнем Востоке. Еще более тяжеловооруженный вариант B-25H (1000 самолетов) имел 75-мм орудие и 14, а на более поздних машинах - 18 пулеметов калибра 12,7 мм.
<...>
B-25G
B-25G выполняет поиск подводных лодок, вылетев из Орландо во Флориде, 1943 год. Вооруженные 75-мм пушкой (такой же, как на танке М4 Sherman), B-25G и B-25H действовали преимущественно на Тихом океане и Средиземноморье.
Первый вариант штурмовика (XB-25G), переделанный из серийного бомбардировщика B-25C-1. Обратите внимание, что в носовой части фюзеляжа еще не установлены 12,7-мм пулеметы
B-25G-5
Серийный B-25G-10 в испытательном полете. Хорошо виден дополнительный броневой лист на борту кабины, защищавший левого пилота
Штурмовик B-25G-10. Середина 1943г.
B-25G вооружался 75-мм пушкой М4. Носовая часть фюзеляжа - цельнометаллическая, без остекления и более короткая. Боекомплект к пушке - 21 снаряд. Помимо пушки вооружение включало два фиксированных 12,7-мм пулемета (по 400 патронов на ствол). Дополнительной броней были прикрыты пилот и бортстрелок.
Ст. лейтенант С.Н.Накоряков у своего B-25G (B-25H?), переделанного в транспортный самолет. 118 омрап ВВС Северного флота.
Обслуживание вооружения, установленного в носовой части B-25G
Установленная в носовой части фюзеляжа 75-мм пушка М4 впервые появилась на варианте B-25G. 400 таких машин построили на заводе в Инглвуде, еще 63 самолета переделали из B-25C. Лобовое стекло кабины частично закрыто бронекозырьком, защищавшим его от пороховых газов.
B-25 Mitchell широко использовался на Тихом океане для ударов по прибрежному судоходству. Модификации B-25G (на снимке) и Н были специально адаптированы для этих целей и вооружались 75-мм танковой пушкой М4 или T13E1, стрелявшей 6,8-кг снарядами, которые вручную заряжал штурман-бомбардир (боезапас 21 штука). В дополнение к пушке использовались восемь 12,7-мм пулеметов, а также ракеты.
Late production B-25Gs could accommodate four nose machine guns as well as the cannon, an alternative to the latter being a pair of ‘stove pipe' rocket tubes in the vacant tunnel. This test aircraft appears to have a third such weapon bolted under the fuselage, a configuration which is not believed to have been used in service, the B-25 using instead zero length wing launchers for up to eight HVARs.
Размещение 75-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов в носовой части B-25G
A B-25 Mitchell fitted with a 75mm cannon.
Установка 75-мм пушки M4 на B-25G
By taking out the co-pilot's seat and all the equipment required for bombing, adding a sophisticated sight and utilising the bombardier’s crawlway for the cannon barrel, NAA engineers made room for the massive breech of a 75mm cannon. The B-25G carried a 21-round magazine for the 20lb shells, which were loaded by hand.
Испытания 74-мм пушки M4, установленной в переделанной носовой части бомбардировщика B-25C
B-25H
B-25H отличался от варианта G дополнительными 12,7-мм пулеметами в носовой и в хвостовой части фюзеляжа. Этот самолет ВВС США базировался в Индии в 1945 году.
‘Barbie III’ is the world’s only flying B-25H, one of two Mitchell variants with a 75 mm M-4 gun in the nose.
Взлетает B-25H
B-25H. Развитие B-25G, на этом самолете отказались от второго пилота - его место занял штурман/радист/стрелок пушки, помимо которого в состав экипажа входили пилот, бортинженер/стрелок верхней турели, стрелок/оператор фотоаппаратуры и стрелок хвостовой установки. Вооружение: 75-мм пушка T13E1 (вместо М4 на B-25G) и четыре фиксированных 12,7-мм пулемета. Отличить "Н" легко по дополнительным спаренным 12,7-мм пулеметам в блистерах по бортам в носовой части. Бомбовая нагрузка - до 1361 кг либо одна 907-кг торпеда, плюс до восьми 127-мм ракет на подвеске под крылом.
Штурмовики B-25H-1
The North American B-25H Mitchell Medium Bomber armed with a 75 mm cannon and fourteen 50-cal. machine-guns.
A lone B-25H Mitchell from the 12th Bomb Group over Burma in 1944. The B-25H fairly bristled with guns. In addition to a 75mm T-13E1 cannon, dorsal turret and two forward-firing 0-50in blister guns beneath the cockpit, four 0-50in guns were carried in the nose and the waist hatches were equipped with one apiece. The tail gunner manned two further 0-50ins.
Тяжелый штурмовик PBJ-1H, 1944 г.
Only one of the seven operational US Marine Mitchell units is known to have used the PBJ-1H in action. This example is pictured during a test.
A 12th Bomb Group B-25H over the Bay of Bengal heading for a Japanese target in Burma. The three shadows on the water below testify that the aircraft is not alone.
Вариант B-25H (PBJ-1H в авиации КМП США) отличался мощным вооружением и в прессе часто именовался "убийцей кораблей".
Третьим после авиакорпуса Армии США и британских ВВС крупнейшим эксплуатантом самолетов B-25 стали ВМС США. Принятое в июле 1942 года решение позволило ВМС США использовать бомбардировщики берегового базирования. Первый из 50 PBJ-1C (эквивалент B-25C) флот получил в январе 1943 года, но вначале на эти машины перевооружили 413-ю бомбардировочную эскадрилью КМП США (она получила 20 самолетов). За PBJ-1C последовали 152 PBJ-1D/O/H/J. PBJ-1H, на снимке, - вариант B-25H с морским оборудованием и установленной в законцовке крыла поисковой РЛС.
B-25H имел самое мощное вооружение среди всех B-25 - 75-мм орудие и 18 пулеметов калибра 12,7 мм. Самолет применялся в основном для борьбы с судоходством.
12th Group “Earthquakers”, B-25Hs and B-25Js heading for Japanese targets in Burma in 1944. Note that some of the aircraft are camouflaged while others are in natural-metal finish.
North American's Kansas City plant was a major manufacturer of the Mitchell and some examples of its work are seen in this view including 43-28111, a J model destined for the Russians with earlier insignia, a B-25H-10 (43-4917) and a PBJ-1J in naval colours.
PBJ-1H, испытывавшийся на авианосце "Шангри Ла"
Штурмовики B-25H ВВС Китая
The ultra-rare B-25H, FAU 164, another former Cuban aircraft, following withdrawal of the Uruguayan B-25 fleet circa 1965.
Носовая часть модификации B-25H с усиленным вооружением
A posed factory picture of B-25H-5 43-4555 showing to advantage the pilot's entry ladder/hatch extended, armour plating and the nose guns.
Экспериментальный вариант B-25H с ракетной установкой
Among the experimental B-25H airframes was 43-4406, the NA-98X which flew with Pratt & Whitney R2800 engines during March and April 1944 before being destroyed in a crash.
Former RB-25H 43-4106 was transferred on loan to the Bendix Aviation Corporation of Detroit, Michigan, in August 1951 as N5548N and employed on a wide variety of test-bed work until it was disposed of in 1967. ‘Four-Eight November’ is illustrated with a centre fuselage-mounted jockey wheel for unknown purposes. Initially the aircraft flew in an overall natural metal scheme, later taking on company house colours. N5548N flies today in 1st ACG markings as ‘Barbie III’ operating out of Aurora, Illinois.
Detail view of a most unusual undercarriage tested on N5548N. The solid rubber tyres are most apparent, but the rear view (inset) reveals the astonishing off-centre axle arrangement. What can readers tell us of this experiment?
View of N5548N showing the installation of over-sized tyres - note the white calibration markings on the port mainwheel.
Detail of N5548N’s flightdeck.
Extensive test instrumentation installed in the rear fuselage of N5548N. The aircraft flew autopilot development sorties as well as helping to test landing gear and anti-skid devices.
Верхняя механизированная турель на самолете B-25H
Бортовая установка 12,7-мм пулемета на штурмовике B-25H
Кормовая оборонительная точка со спаренными 12,7-мм пулеметами
Схема броневой защиты экипажа штурмовика B-25H
North American B-25H Mitchell
B-25H Mitchell
General arrangement drawing of the B-25H with the upper side-view of the G model and the scrap view of the B-25J.
North American B-25G
B-25G-1, B-25H