Martin P5M Marlin
Страна: США
Год: 1948
Летающая лодка

Патрульная летающая лодка с экипажем из 11 человек
Описание
Фотографии
Martin P5M Marlin

   В рамках конкурса ВМС США на создание новой патрульной летающей лодки, компания "Martin" решила усовершенствовать PBM Mariner. В результате чего появился Model 237, в котором крыло и верхнюю часть корпуса Mariner удалось удачно интегрировать с новой конструкцией нижней части корпуса. Особо хорошо сходство между двумя самолетами становится понятным, если принять во внимание тот факт, что PBM-5 Mariner послужил в качестве опытного образца XP5M-1. На модифицированном таким образом корпусе лодки XP5M-1 были установлены наводимые при помощи РЛС носовая и хвостовая автоматические стрелковые турели, а также надфюзеляжная турель. Силовая установка включала два звездообразных двигателя Wright R-3350 мощностью по 3250 л.с. Прототип совершил первый полет 30 мая 1948 года, но только через два года на P5M-1 поступил серийный заказ. Первый серийный самолет поднялся в воздух только 22 июня 1951 года. Первые машины были поставлены в 44-ю патрульную эскадрилью - 23 апреля 1952 года. Самолет оставался на вооружении до середины 1960-х годов. Кроме самолетов, действовавших в составе авиации ВМС США, 10 самолетов варианта P5M-2 были поставлены в авиацию ВМС Франции.


Варианты

   P5M-1 (затем P-5A): базовый серийный вариант; в отличие от прототипа вместо носовой турели имел обтекатель для РЛС APS-80, поднятую пилотскую кабину, удаленную надфюзеляжную турель и новые двигатели - более мощные R-3350-30WA мощностью по 3400 л.с. (160 самолетов)
   P5M-1G: новое обозначение семи P5M-1, использовавшихся в Береговой охране США P5M-1S (затем SP-5A); новое обозначение P5M-1, присвоенное после оснащения их магнитометром, эхолотом и гидроакустическими буями
   P5M-1T (затем TP-5A): обозначение P5M-1G из состава Береговой охраны США после их перевода в учебно-тренировочные
   P5M-2 (затем P-5B): второй серийный варианте модифицированным корпусом, Т-образным хвостовым оперением, убирающейся штангой с магнитометром и более мощными двигателями R-3350-32WA, а также рядом изменений в оборудовании (115 самолетов)
   P5M-2G: обозначение четырех P5M-2, построенных для Береговой охраны США, получили вновь обозначение P5M-2 после передачи ВМС США
   P5M-2S (затем SP-5B): новое обозначение большинства P5M-2 после установки на них нового БРЭО и противолодочного оборудования

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Martin P5M-2 Marlin

   Тип: патрульная летающая лодка с экипажем из 11 человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Wright R-3350-32WA TurboCompound по 3450 л. с. (2573 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 404 км/ч; практический потолок 7315 м; дальность 3299 км
   Масса: пустого 22 900 кг; максимальная взлетная 38555 кг
   Размеры: размах крыла 36,02 м; длина 30,66 м; высота 9,97 м; площадь крыла 130,62 м2
   Вооружение: четыре торпеды, четыре 907-кг бомбы или мины, либо вооружение массой до 3629 кг во внутреннем отсеке и до восьми 454-кг бомб или мин на внешней подвеске
Патрульная эскадрилья VP-47 совершила четыре вылета на P5M-2 в Ивакуни, Япония. В 1964 году VP-47 оказалась первой патрульной эскадрильей, дислоцированной во Вьетнаме.
Единственным французским подразделением, использовавшим Marlin, была 27-я флотилия, в составе которой они летали с апреля 1959-го до августа 1964 года, когда все десять самолетов были возвращены ВМС США.
Marlin, созданный на базе удачного самолета Mariner фирмы "Martin", стал последней летающей лодкой на службе ВМС США. В отличие от Mariner, самолет Marlin эксплуатировался не только в США, но и во Франции.
На фотографии - P5M-2, большой и внешне привлекательный самолет, ставший последней летающей лодкой в ВМС США.
Последними летающими лодками ВМС США были SP-5B эскадрильи VP-40, базировавшейся в Камрань (Вьетнам) до июля 1967 года. Ракеты и установленные в проеме двери пулеметы использовались для борьбы с северовьетнамскими кораблями.
На XP5M-1 испытывались узлы и детали, в том числе водные тормоза, предназначенные для Marlin, но построен он был в основном из компонентов Mariner. Серийные P5M-1 Marlin имели низко расположенное хвостовое оперение, Т-образное оперение появилось на P5M-2.
The Martin XP5M-1 Marlin prototype, powered by a pair of 2,700 h.p. Wright R-3350-26 Cyclones, which first flew on May 13, 1948.
С 1962 по 1964 год патрульная эскадрилья VP-47 размещалась на базе Уидби-Айленд, Вашингтон. На фотографии: один из SP-5B этого подразделения.
P5M "Мерлин"
The first Martin P5M-2 Marlin to be delivered to the U.S. Navy after the completion of a modernisation programme. Twenty-seven other P5M-2s are being modernised in this way. The aircraft depicted has a pod under the port wing which houses a camera for recording damage to a target during day or night operations, and a searchlight can be discerned under the starboard wingtip.
На фотографии видны узлы подвески на гондолах двигателей. Сбрасываемый алюминиевый топливный бак обычно размещался в отсеке с левого борта, а пара торпед, глубинные бомбы, мины или бомбы - с правого.
A Market Time SP-5 Marlin flys over a junk engaged on a patrol mission.
The last US Navy flying boat type to be based at the Naval Operating Base was the Martin Marlin. Two P5M-2s from VP-49 (5542 and 1258) flying past Gibbs Hill Lighthouse, early 1960s.
Martin P5M-1 Marlins.
French Navy Martin P5M-2 Marlin.