IAR IAR-99 Soim
Страна: Румыния
Год: 1985


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии
The Avioane Craiova (IAR) IAR-99 Soim

   IAR-99 Soim был разработан в начале 1980-х годов "Institutul de Aviatie" в Бухаресте и запущен в серию на авиационном заводе "Intreprinderea de Avioane" (IAv) в Краева. В ходе реорганизации авиационной промышленности, последовавшей за падением режима Чаушеску, IAv вошла в состав филиала "Avioane" холдинговой компании IAROM.
   Выполненный по классической для однодвигательного реактивного самолета схеме с прямым крылом, Soim был предназначен для обучения и мог использоваться в качестве легкого штурмовика. Летчики располагались тандемно на катапультируемых креслах класса "0-0" в герметизированной кабине. Заднее кресло было поднято вверх для улучшения обзора. Первый полет состоялся 21 декабря 1985 года, а в 1998 году IAR-99 был принят на вооружение ВВС Румынии (AMR). Первоначально был поставлен 21 самолет.
   В 1991 году было объявлено о создании модернизированного варианта для продажи в другие страны. Планировалось модернизировать основные системы и полностью заменить бортовое радиоэлектронное оборудование на западное, включая индикатор на лобовом стекле и новый прицел. Была возможна доработка ТРД Viper для увеличения тяги. Новый вариант IAR-99 был продемонстрирован в 1997 году на Парижском авиашоу фирмами "Elbit" (Израиль) и "Avioane". Но заказов не последовало. Работы по следующему модернизированному варианту, IAR-109 Swift, были прекращены.
   В 1998 году на авиасалоне в Фарнборо "Avioane" продемонстрировала вариант Soim, предназначенный для начальной подготовки пилотов модернизированных истребителей МиГ-21 Lancer ВВС Румынии. В 2001 году румынское правительство заказало четыре модернизированных Soim, причем как вновь построенных, так и доработанных. Первый из этих самолетов был поставлен в 2003 году. Еще восемь Soim было заказано в ноябре 2004 года. Поставки этих самолетов начались в апреле 2006 года и закончились в 2008 году. Остается возможность доработки IAR-99 раннего выпуска, хотя к середине 2009 года ВВС Румынии так и не удалось осуществить свое желание приобрести еще 24 новых самолета. Следует отметить, что в некоторых источниках название Soim применяется только к модернизированным IAR-99.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avioane Craiova IAR-99 Soim (модернизированный)

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один ТРД Rolls-Royce Viper Mk 632-41M (постройки Turbomecanica Romanian) тягой 17,79кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 865 км/ч; скороподъемность на уровне моря 2100 м/мин; потолок 12 900 м; максимальная дальность полета в учебном варианте 1100 км
   Масса: пустого снаряженного 3200 кг; максимальная взлетная 4400 кг
   Размеры: размах крыла 9,85 м; длина 11,01 м; высота 3,90 м; площадь крыла 18,71 м2
   Вооружение: 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в контейнере под фюзеляжем и до 1000 кг боевой нагрузки на четырех узлах подвески
ВВС Румынии получили к 2009 году в общей сложности 33 самолета IAR-99. На каждом из четырех узлов подвески может находиться до 250 кг боевой нагрузки.
Avioane IAR-99 Soim avionics upgrade aircraft (1999)
Romania's IAR-99 Soim jet trainer, Viper 632-41.
IAR-99 Soim ‘White 709’, one of two aircraft fitted with US instrumentation, with an array of stores, at Baneasa.
IAR-99 Soim (one-time designated IAR-109) with IAI Lahav updated systems at Baneasa, June 1995.
Photograph of the IAR-99 Soim basic jet trainer.
IAR-99 front cockpit with up-front control panel (1999)
Rear cockpit of the newly upgraded IAR-99 (1999)
Antenna detail identifies the upgraded IAR-99 Soim (1999)
Three-view of the IAR-99 Soim basic jet trainer.
Avioane IAR-99.