Григорович М-11 / М-12 / М-17
Страна: Россия
Год: 1916
Летающая лодка

Одноместный гидроистребитель
Описание
Фотографии
М-11 и М-12 Д. П. Григоровича

   Двухместный гидроистребитель М-11 разработан Д.П. Григоровичем в Петрограде на заводе Щетинина в 1916 году. Мотор Gnome Monosoupape мощностью 100 л. с. с толкающим винтом установлен под нижним крылом. М-11 строился ограниченной серией, и в силу неудовлетворительных летных данных самолеты использовались только как учебные.
   Григорович предложил одноместный вариант истребителя М-11 для эскортирования двухместных М-9. Вооруженная одним подвижным стреляющим вперед пулеметом, машина с мотором Le Rhone мощностью 110 л.с. использовалась на Черном море как бомбардировщик и разведчик. Пилот был прикрыт откидным бронещитком, установленным вместо штатного прозрачного козырька. Альтернативное обозначение М-11 - Щ-И (Щетинин истребитель). Взлет и посадка на М-11 представляли собой весьма рискованное предприятие, поэтому серия была ограничена 60 самолетами, хотя изначально заказали 100 одноместных М-11. На лыжном шасси М-11 часто использовали с ледовых и заснеженных аэродромов, стабилизирующие поплавки при этом демонтировались.
   М-12 отличался измененной носовой частью корпуса и улучшенной в сравнении с корпусом предшественника гидродинамикой. Взлетная масса уменьшена на 56 кг, изменено вертикальное оперение. М-12 набирал высоту 1000 м за 6 минут - на 5 минут быстрее, чем М-11. Увеличился практический потолок машины, но максимальная скорость упала на 5 км/ч. Построено очень небольшое количество М-12, которые вместе с М-11 использовались в гражданской войне.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   М-11

   Тип: одноместный гидроистребитель
   Силовая установка: один ротативный мотор Le Rhone мощностью 110л. с.
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 148 км/ч; продолжительность 2 ч 40 мин
   Масса: пустого снаряженного 676 кг; максимальная взлетная 926 кг
   Размеры: размах крыла 8,75 м; длина 7,60 м; площадь крыла 26,00 м?
   Вооружение: один 7,62-мм пулемет Максим
Летающая лодка М-11
М-11 на лыжном шасси
Летающая лодка М-12
Летающая лодка М-17 с бортовым номером "18" на спуске в Ораниенбауме. Сентябрь 1918г.
Летающая лодка М-11, на которой летал Прокофьев-Северский
Летающая лодка М-11 из состава летной школы в Баку в положении на плаву
М-11 на лыжном шасси при проведении полетов зимой. Подкрыльевые поплавки сняты
Этот рисунок дает представление о внешнем облике гидропланов М-11 и М-12.
Двухместная летающая лодка М-11. Вид на кабину пилотов и силовую установку
Общие виды летающих лодок М-11 и М-12