Heinkel He-115
Страна: Германия
Год: 1937


Гидросамолет-разведчик и бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
He-115
Heinkel He 115
Flight, October 1939
Some German Seaplanes
Фотографии

He-115

Бомбардировщик, торпедоносец и разведчик. Двухмоторный цельнометаллический моноплан на двух поплавках. Создан в КБ фирмы "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" под руководством В. Гюнтера и 3. Гюнтера. Первый опытный образец самолета, Не 115 V1, вышел на испытания в августе 1937 г. Серийное производство развернули с января 1939 г. Не 115 строился на заводах "Хейнкель" (Мариэнехе) и "Везер флюгцойгбау" (Эйнсварден). Всего выпущен 141 экз.
Не 115 состоял на вооружении в Германии с сентября 1939 г. (на войсковых испытаниях - с лета 1938 г.), в Норвегии - с лета 1939 г., в Швеции, Великобритании и Финляндии - с июня 1940 г.
Экипаж - 3 чел. Двигатели BMW 132K (на модификациях А, В, С, Е) или BMW 801 С (на Не 115D). Вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации:
   - Не 115A, первый серийный вариант, бомбовая нагрузка до 750 кг, вооружение у серии А-0 - 1x7,9, А-1 и А-3 - 2x7,9, А-2 (экспортные в Норвегию) - 2x7,69; на А-3 перекомпонован бомбоотсек и изменено радиооборудование;
   - Не 115B с увеличенными бензобаками, на поздних сериях варианта В-1 бомбовая нагрузка поднята до 1000 кг, на В-2 усилили поплавки для посадки на лед, вооружение как у А-3, в Великобритании заменялось на 10x7,69;
   - Не 115C, вариант с вооружением 2x7,9+1 х20+(2х7,9); на С-1 предусмотрен дополнительный бак в бомбоотсеке, на С-2 усилены поплавки, С-3 - постановщик мин, С-4 - торпедоносец с вооружением 1x7,9;
   - Не 115E, многоцелевой вариант с вооружением: 4x7,9 или 1x20 + 4x7,9;
   - Не 115D с мотором BMW 801C и вооружением 1x20+5x7,9.
Не 115 впервые были использованы при захвате Дании и Норвегии. В боях в Норвегии их применяли обе стороны, причем норвежцы летали и на трофейных самолетах. Немецкие Не 115 действовали как дневные бомбардировщики и высаживали десанты на побережье, норвежские - как разведчики и бомбардировщики до конца сопротивления в северной Норвегии в июне 1940 г.
Немецкие Не 115 летом 1940 г. начали рейды с торпедами из Ставангера к побережью Шотландии. С начала 1941 г. они приступили к операциям в Атлантике, с лета того же года - на Черном море. С осени 1941 г. Не 115 активно боролись с арктическими конвоями, летая с баз Северной Норвегии.
Англичане использовали перелетевшие к ним норвежские самолеты для секретных операций в Европе и в Средиземноморье с весны 1941 г.
Производство Не 115 было прервано в июле 1940 г., возобновлено в феврале 1944 г. и окончательно прекращено в октябре 1944 г.
Британские ВВС списали последний Не 115 в конце 1941 г. В Люфтваффе отдельные самолеты дожили до капитуляции Германии.


Не 115C-1||
Размах:||22,3 м
Длина:||17,3 м
Моторы, количество х мощность:||2х 960 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10690 кг
Максимальная скорость:||300 км/ч
Практический потолок:||5200 м
Дальность:||2800 км

Heinkel He 115

Поплавковый гидросамолет He 115 был разработан с целью замены устаревшего самолета He 59, и его прототип совершил первый полет в 1936 году. Затем стоявшие на нем два пулемета демонтировали, а 30 марта 1938 года самолет установил восемь рекордов грузоподъемности и скорости. Второй прототип был идентичен первому, а на третьем установили застекленную кабину, ставшую стандартной. Четвертый опытный самолет стал прототипом серийного самолета, он отличался тем, что поплавковые и фюзеляжные проволочные растяжки были заменены на подкосы. Самолеты He 115 эксплуатировались в береговых разведывательных эскадрильях Люфтваффе, а после начала Второй мировой войны использовались для сброса парашютных морских мин в британских водах. Четыре самолета попали в Великобританию через Норвегию, три из них были модифицированы для выполнения разведывательно-диверсионных операций в Норвегии и на Средиземном море.


Варианты

   He 115A: 10 предсерийных самолетов He 115A-0 выпуска 1937 года, вооруженные одним пулеметом; на самолете He 115A-1 в носовой части был добавлен второй пулемет; в целом идентичный He 115A-2 поставлялся в Норвегию и Швецию; первый серийный вариант He 115A-3 для Люфтваффе имел улучшенный бомбовый отсек и новое радиосвязное оборудование
   He 115B: самолет He 115B-1 имел увеличенный запас топлива, а He 115B-2 - усиленные поплавки для взлета и посадки со снежного покрова или льда; самолеты варианта He 115B могли вместо топлива и бомбовой нагрузки переносить магнитную мину массой 1000 кг
   He 115C: поставленный в серию в 1941 году вариант He 115C-1 имел дополнительное вооружение; на He 115C-2 были установлены усиленные поплавки - по типу He 115B-2; He 115C-3 и He 115C-4 представляли собой минный заградитель и торпедоносец соответственно
   He 115D: один самолет, совместивший в себе планер He 115A-1 с двумя двигателями BMW 801C мощностью 1600 л. с.
   He 115E: данная модификация была поставлена в серию после возобновления производства в 1941 году; также выпускался вариант He 115E-1, схожий с He 115C, но имевший измененный состав вооружения


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Heinkel He 115C-1

   Тип: гидросамолет-разведчик и бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД BMW 132K мощностью по 960 л. с. (716 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1000 м - 300 км/ч; крейсерская скорость на высоте 2000 м - 290 км/ч; набор высоты 3000 м - за 22 мин 18 с; практический потолок 5165 м; дальность полета при максимальном запасе топлива 2800 км
   Масса: пустого 6870 кг; нормальная взлетная 10680 кг
   Размеры: размах крыла 22,28 м; длина 17,30 м; высота 6,60 м; площадь крыла 86,70 м2
   Вооружение: одна 15-мм пушка MG 151 внизу носовой части фюзеляжа по левому борту, один 7,92-мм пулемет MG17 в хвостовой части каждой из мотогондол для обороны задней полусферы, один 7,92-мм наводимый пулемет MG15 в носовой части фюзеляжа и один 7,92-мм наводимый пулемет MG15 в надфюзеляжной установке для обороны задней полусферы, плюс до 1000 кг авиационных средств поражения в бомбоотсеке в нижней части фюзеляжа и на двух подкрыльевых узлах подвески

Flight, October 1939

Some German Seaplanes
By H.F.King

Heinkel He 115

   Among the most modern and efficient of the German seaplanes is the twin-engined He 115. This is not, as is sometimes supposed, a marine version of the He 111 bomber, but has been specially studied for nautical operation. In March last year a special version of this aircraft broke eight international seaplane records.
   The machine is arranged as a mid-wing monoplane It is of metal construction, and the fuselage is of oval section Two B.M.W. 132 Dc radials driving three-bladed variable pitch airscrews are mounted in nacelles forward of the leading edge; below these nacelles are the outer float struts. The floats themselves are of typical Heinkel construction and are made of “hydronalium.” The pilot sits just forward of the leading edge of the wing and behind him stretches a long cockpit enclosure at the end of which is the rear gunner’s position corresponding approximately with the trailing edge.
   Data are: span, 72ft. 7in.; weight, empty, 11,695 lb.; weight, loaded, 20,060 lb.; top speed, 215 m.p.h.; normal range, 1,300 miles; take-off time, 30 sec.
Heinkel He 115B-2. Данный гидросамолет He 115B-2 состоял на вооружении 1 ./KuFIGr406 (бывшая l./KuFIGr-506). Он использовался для разведки, патрулирования и постановки мин. Стальные лыжи, смонтированные на нижних поверхностях поплавков, позволяли эксплуатировать самолеты с заснеженных и ледовых аэродромов.
Данный He 115C был вооружен 20-мм пушкой MG FF, установленной внизу носовой части. Самолет мог нести торпеду LT F5 или LT F6b, либо мину LMB III или LMA III.
"Хейнкель" He 115C-1 из состава 1./Ku.Fl.Gr.406, Норвегия, Тромсе, 1942г.
Этот Heinkel He 115C-1, окрашенный в импровизированный зимний камуфляж для действий с базы Соррейса, около Тромсе в Норвегии, служил в эскадрилье 1./KuFlGr 406 в 1942 году. Эта эскадрилья совместно с эскадрильей l./KuFlGr 906 нанесла первые торпедные удары по конвою PQ17. Версия He 115C-1 отличалась, прежде всего, установкой 15-мм пулемета MG 151 в носовом обтекателе по левому борту.
Этот He 115C-1 в импровизированном зимнем камуфляже принадлежал 1./KuFlGr 406, в 1942 году базировавшемся в Сёррейсе возле Тромсё. Это подразделение, совместно с 1./KuFlGr 906, провело первую торпедную атаку против конвоя PQ-17.
He 115C из 1./Ku.Fl.Gr.406, применявшийся для постановки дымовых завес при проводке морских конвоев в Петсамо, июнь 1944г.
Люфтваффе широко применяли у берегов Норвегии разведывательную гидроавиацию, в том числе гидропланы He 115.
Норвегия стала важным районом боевых действий для немецкого гидросамолета He 115. По иронии судьбы, норвежская морская авиация также использовала этот самолет. Шесть норвежских He 115 бомбили германские позиции во время битвы за Нарвик.
SEEFLUGZEUG: This Heinkel sea­plane with two 850 h.p. engines - presumably B.M.W.-built Hornets - has broken several world's records. Included among them is a speed of 204 m.p.h. for a distance of 2,000 km., carrying 2,000 kg.
The Heinkel He.115 Seaplane (two B.M.W. 132 engines) which put up eight International Records for Speed over various distances and carrying various loads in March, 1938.
Второй прототип He 115 V2 с кодом D-APDS. Он получил ту же обтекаемую форму носовой части, что и первый прототип, но впоследствии на серийных самолетах ее изменили.
An earlier type of He 115 with a shorter nose. The inspection ladders from the floats to the fuselage are interesting.
Гидросамолеты He 115 сыграли важную роль в проводке конвоев в Петсамо в рамках операции "Иоланта"
An He 115B-1 of 1 Staffel, Coastal Group 506 flies along the Norwegian coast during 1941.
K6+GH, a Heinkel He 115B-1 patrol bomber of Coastal Group 406 flies low over a Norwegian fjord.
The same aircraft of Coastal Group 506 makes a run over the camera, showing off its light blue undersides and float bottoms.
He 115 был весьма уязвим для атак истребителей. Это привело к переводу большинства машин этого типа на норвежский ТВД, где воздушное противодействие практически отсутствовало.
В конце 1939 года фирма "Heinkel" прекратила серийный выпуск He 115. Всю оснастку передали в Айнсварден, на фирму "Weser Fleugzeugbau". Там начали выпускать новую модель He 115B с более прочной конструкцией и увеличенным запасом топлива. На снимке показан He 115B-1 на испытаниях перед отправкой заказчику в начале 1940 года.
He 115B-1 на взлете. Двухмоторные поплавковые гидросамолеты "Хейнкель" He 115 активно применялись немцами на всех морских ТВД.
В отсек вооружения He 115B-1 загружается учебная торпеда в ходе оценки его оперативной готовности. Самолеты He 115 совершили много печально известных налетов на конвои союзников в начале войны. Самым известным из них стал разгром конвоя PQ17 в июле 1942 года.
This He 115B-1 bears the three dice and dice cup insignia of 1 Staffel, Coastal Group 206.
K6+GH, an He 115B-1, is pulled to shore for maintenance on its port float. Note the large rubber flotation bladder placed under the tail of the aircraft.
Once the large floatplane is out of the water, it is determined that the port float will have to be replaced with another.
Heinkel He 115B-1/R-2.
A combination of technical know-how, body english, strong language and brute strength are the tools used to free the release pins from the struts and the float is free.
A half-dozen mechanics manhandle the new float up to the dolly The heavy coat of ice on the ground makes matters only a little easier.
The new float is placed on the wheeled dolly so that it may be properly positioned under the attachment points on the struts.
Bombing up an He 115B-1 with 200 kilogram bombs. The long narrow bomb bay was capable of carrying either bombs, aerial mines, depth charges or a torpedo.
An aircraft of Coastal Group 406 shown as the crew confer before a flight. Note the inflatable rubber life jackets worn by the crewmen on the right, while the one on the left wears the early style cork-filled life jacket.
The same aircraft, K6+NH. Worthy of note in this view are the large elevator and rudder mass balances that jut out from the control surfaces like the horns of a bull. The wake made by the floats suggests that the boat in the foreground is pushing the aircraft out into the fjord.
Her engines and nose encased in protective canvas, this He 115C is about to be secured on the shore. Note the Ju 52 floatplane in the background.
Engine maintenance on an He 115C. Barely visible in the photo are the yellow painted wingtips on the undersurfaces of the wings.
Luftwaffe officers of Bombing Wing 26 tour the facilities at Kirkenes. The large teardrop fairing under the He 115C's 15mm MG151 was used to catch the expended shell casings when the gun was fired.
The officer at the right is the Luftwaffe colonel commanding 1 Coastal Group 406. His unit received much acclaim for the part it played in the destruction of Allied convoy PQ 17 in July of 1941, when the He 115's were used as torpedo planes.
Buttoning up the engines after a long flight. The chin-mounted 15mm MG151 cannon shows up well in this photo of an He 115C.
Aircraft K6+TH, a He 115C with the special 20mm MG151/20 gun mount under the nose. This and all other aircraft of 1 Coastal Group 406 were based at Kirkenes in Norway during 1941-1942.
He 115C-1 одной из поздних серий с установкой 20-мм пушки под носовой частью фюзеляжа
An He 115C with the 15mm MG151 gun mount under its nose. This is aircraft K6+EH of 1 Staffel, Coastal Group 406.
Самолеты He 115 над транспортом противника. Оккупация Норвегии обеспечила Люфтваффе стратегически важной базой, с которой можно было вести разведку и предпринимать атаки на корабли Британского флота.
Финский И-16 на одной стоянке с MS-302 и He 115. Тампере, май 1942г.
Интернированный He 115A-2 "дружественной" Норвегии, 1942 г.
Один из трех гидросамолетов He 115A-2 норвежской морской авиации, перелетевших на Британские острова вместе с захваченным немецким He 115B-1. Эти машины оснастили английским вооружением и приспособили для выполнения секретных заданий по заброске агентов на территорию противника.
The last survivor of the three Norwegian He 115A-2s that succeeded in reaching the United Kingdom. Photographed on 1 October 1942, this aircraft, which had been assigned the serial BV186, had been modified for clandestine operations, but had not, in the event, been employed for such.
The export He 115A-2 as operated by the Norwegian Marinens Flyvevaben equipping Nos 2 and 3 Flyavdelinger
SWEDISH REARMAMENT: A Heinkel torpedo-bomber floatplane (two B.M.W. radials) supplied to the Swedish Government. This is among the world’s "cleanest" seaplanes.
One of the similar to Norwegian aircraft supplied to the Swedish F2 coastal unit, the Roslagens Flygflotilj.
A ground crewman checks out the ball machine gun mount on the nose of an He 115. The He 115 normally carried a crew of only three and sometimes four.
One of first four "Matchbox" models in the new "Red Range": Heinkel He 115
A twin-engined general-purpose floatplane of the Luftwaffe is the Heinkel He 115 shown discharging its “tin fish” which is stowed internally.
Heinkel He-115 (Germany)
HEINKEL HE 115. A comparatively new twin-engined floatplane. This aircraft is normally fitted with B.M.W. radials and can be used for torpedo dropping, bombing and reconnaissance. It is not merely a seaplane version of the bombers illustrated on the opposite page.
Heinkel He 115B-1
Heinkel He 115B-1